1 | Организационный этап | Уметь организовываться к работе
| Психологический настрой детей на урок - Добрый день. Сегодня наше занятие мы начнем необычно. Я приглашаю всех выйти на середину класса. - Предлагаю поиграть в игру «Миксер». • Встаньте все в круг. • Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай. • Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде зеленый цвет. • Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные. • Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста. • Соберитесь вместе те, у кого на лице появилась улыбка. - Молодцы! Я вижу, что «Миксер» помог вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. А теперь, я приглашаю вас занять свои места. | Приветствуют учителя
Дети выходят в центр класса или к доске и становятся в круг
Дети занимают свои места. | Слайды №1
№2 |
2
| Подготовка уч-ся к активному и сознательному усвоению нового материала.
| Формирование понятий «друг», «дружба»; осознание ценности человеческой жизни. | - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет стихотворение. Слово это серьёзное Главное важное То, что значит оно Очень нужно для каждого. В нём отношения, основанные на доверии, На тепле и радости, На заботе и привязанности, На верности и преданности. В нём стремленье Другому быть нужным. Что же это? Конечно, дружба! Вы догадались, о чем пойдет разговор? - Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? - А вот, что про это сказали учителя нашей школы. (дружба – это…доверие людей друг к другу; надёжная опора; рука помощи, самопожертвование, умение уступать; хранить секреты; понимать друг друга; счастье; мир; тепло; удача; уважение; поддержка, взаимопомощь, прийти на помощь в трудную минуту; взаимовыручка…)
- Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях. - По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля |
Подготовленный за раннее ученик читает стихотворение наизусть, остальные учащиеся слушают
Высказывания мыслей учащихся Ученики читают на слайде высказывания из интервью учителей
| №3
№4
№5 |
3 | Работа по теме урока, усвоение новых знаний. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений,
| - Найдите определение понятия дружбы в учебнике.(с32 – 33) - Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
У вас в конверте - 4 пословицы. На листочках, которые так же в конвертах описаны ситуации. Вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия. Ситуация №1 Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. Ситуация №2 Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
Ситуация №3 Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
-А как можно вернуть дружбу? - Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
| Учащиеся работают с учебниками
Учащиеся класса делятся на 2 группы и работают над заданиями.
Предполагаемые ответы учащихся: - Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».
- Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».
Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».
Дети размышляют и приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций. |
|
4 | Физкультминутка |
| - Давайте немного отдохнём и поиграем. Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте, а если нет – то топайте. Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость, сострадание, злой, отзывчивый, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый. -А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу. ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал: – Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их... Дружба – это дар нам свыше, Дружба – это свет в окне; Друг всегда тебя услышит, Он не бросит и в беде. Но не каждому дано Знать, что дружба есть на свете, Что с друзьями жить легко, Веселее с ними вместе. Кто без друга прошагал По дороге жизни этой, Тот не жил – существовал. Дружба – это мир планеты.
| Учащиеся встают, слушают определение качества друга и выполняют определённое движение.
Учащиеся слушают и анализируют прочитанное.
Подготовленный за раннее ученик читает стихотворение наизусть, остальные учащиеся слушают
|
Звучит спокойная, тихая музыка
|
5 | Рефлексивная деятельность
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, умение оценивать результаты.
| - Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных. Тест: 1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех, А. С кем у меня складываются отличные отношения. В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию. С. Кто умеет многого добиваться в жизни. 2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… А. Были классными и интересными личностями. В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь. С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту. 3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга… А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни. В. Про интересных людей и их приключения. С. Детектив или фантастика. 4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь? А. Попытаюсь их утихомирить… В. Отойду в сторону – это не мои проблемы. С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение. 5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу? А. Думаю, что да. В. Я не уверен(а). С. По-моему, счастье не в этом. 6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья? А. Сомневаюсь. В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила… С. Однозначно да. 7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты… А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а). В. Посочувствую по телефону. С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома. Оценка результатов теста. Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
|
|
А |
В |
С | 1 | 0 | 3 | 6 | 2 | 6 | 0 | 3 | 3 | 6 | 3 | 0 | 4 | 0 | 6 | 3 | 5 | 6 | 3 | 0 | 6 | 3 | 0 | 6 | 7 | 6 | 3 | 0 |
| |
0–20 баллов: Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо,… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь… Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете. 21 – 33 балла: Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать. 34 – 48 баллов: Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю! Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и попробовать изменить себя. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами.
| Учащиеся выбирают один из вариантов ответа и отвечают.
Ученики суммируют количество поставленных балов.
Учащиеся слушают учителя.
|
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14
№15
№16 |