Методическая разработка урока № 19 Подвиг
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка урока основного блока курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_19.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока основного блока курса ОРКСЭ
Модуль: Основы православной культуры.
УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Урок № 19 Подвиг
Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
Задачи:
1) Образовательная. Сформировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
2) Развивающая. Понять в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.
3) Воспитательная. Учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник, мультимедийное оборудование, карточки с индивидуальными заданиями, рабочие тетради, задания для работы в группах, видеозапись, словари, репродукция картины, бланки анкет, дополнительная литература.
Ход урока
Слайд 1. Название урока.
Вы узнаете:
- О том, что такое подвиг
- О человеческой жертвенности
Повторение понятий уроков 3, 7
Слайд 2. Бог и человек.
Давайте вспомним, а какой Он - Бог? Какие свойства Бога? (дети отвечают)
Резюмируем:
Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух.
Бог Вечный, Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий.
Бог невидим, неизменяем, неизмерим, пребывает везде, всегда и всецело.
И вот Бог вочеловечился. Бог воплотился в человеке.
Слайд 3. Воплощение.
Зачем Бог воплотился в человеке? (дети отвечают)
Бог любит человека. И чтобы встретиться с человеком, спасти нас, Бог принял на Себя все, что свойственно человеку. Он уставал, нуждался в воздухе, пище, не имел полной власти над природой, претерпевал унижения и страдания. (щелчок) И поэтому говорят, что Бог умалился ради человека. Давайте рассмотрим, что значит умалиться.
Слайд 4. Умаляться – жертвовать - любить.
Посмотрите, вот любящие родители учат своего маленького сына ходить. Ребенку трудно самому дотянуться до рук родителей и они нагнулись к нему.
Как вы думаете, этим родителям удобно идти вот так, согнувшись? (дети отвечают)
Нет, но ради сына они сделались как бы меньше ростом и терпят неудобства при ходьбе. Родители могут широко и быстро шагать, но они делают такие же маленькие шажочки, что и их сынок. (щелчок) Родители играют с детьми в игрушки, рисуют детские рисунки, читают и смотрят детские сказки… хотя могли бы заниматься своими взрослыми делами… Но они живут жизнью своих детей. Они умалились, т.е. свои интересы и возможности на данный момент посчитали менее важными, чем интересы их детей. (щелчок) Родители жертвуют ради жизни своих детей частью своей жизни.
(щелчок) Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас? (дети отвечают)
Как вы думаете, почему они так поступают? (дети отвечают)
Потому что наши родители любят нас. (щелчок) Когда человек что-то отдает, жертвует собой, в нем просыпается любовь, он начинает любить. Любовь — это прежде всего самопожертвование.
Слайд 5. Жертва Бога ради жизни человека. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. 1896 г.
Вот и Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, — Он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13).
Слайды 6-7. Жертва.
Расшифруйте фразу.
Задание для распечатки прилагается.
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39).
Слушаем текст
↓ВРЕЗКА.
Слайд 8. Подвиг любви. Родзяловская. Фашисты отступают.
Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».
Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.
Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.
(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)
Слайд 9. Жертва.
Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва». (дети отвечают)
Помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «самоотречение».
Слайд 10. Две лепты вдовицы.
Послушайте евангельский рассказ про одну очень бедную вдову.
Однажды перед большим праздником Иисус Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Там было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета. На две лепты можно было купить одну хлебную лепешку. По сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были очень малой суммой. Однако Иисус Христос сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила…»
Почему же так судил Господь?
Когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку — то при этом отбираем у себя часть наших благ. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось. То есть, важным является, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Бедная вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего. Почему и оказалась Господу ее жертва более угодной, чем крупные жертвы богатых, — ведь вдова положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.
Слайд 11. Арифметика милосердия.
Решите задачку из «арифметики милосердия».
У Пети было 9 шариков, у Коли 1 шарик. Ребята дали двум плачущим малышам каждый по одному шарику. Кто больше отдал малышам? (дети отвечают)
(щелчок) 9-1 < 1-1
Как вы считаете, почему в жертвенности не действуют правила простой арифметики? (дети отвечают)
Потому что при жертвенности творится вечное – добро. А вечное неизмеримо земными мерками, его нельзя пересчитать, измерить линейкой, взвесить на весах… Шарики лопнут рано или поздно, а сделанное добро останется навсегда в душе.
А как вы думаете, Петя поделится с Колей шариком? (дети отвечают)
Да, ведь Коля добрый мальчик.
Самостоятельное чтение
Слайд 12. Фоновый слайд.
Опережающее задание:
при чтении обратите внимание на отношение между подвигом и эгоизмом.
Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.
Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду – это тоже жертва.
Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.
Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.
Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот то движение, которое соответствует христианскому смыслу слова «подвиг».
Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике:
Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам:
“Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».
Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.
Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
Анализ текста
Слайд 13. Жертва.
↓1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой? (дети отвечают или находят в тексте и зачитывают)
(щелчок) Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. (щелчок) Отдают без понуждения и без сожаления.
Слайд 14. Эгоизм.
Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм». (дети отвечают)
Гордость, равнодушие, себялюбие, высокомерие.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «себялюбие».
Как вы понимаете, что такое эгоизм? (дети отвечают)
Привычка считать себя центром всего мира (от лат. ego – я).
Слайд 15. Эгоизм и любовь.
Что противоположно эгоизму? (дети отвечают)
(щелчок) Любовь.
Слайд 16. Эгоизм, подвиг, любовь.
Как можно назвать шаг от эгоизма к любви? (дети отвечают)
(щелчок) Подвиг.
Слайд 17. Подвиг.
Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг». (дети отвечают)
Героизм, жертва, подарок, благородство.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «жертва».
Слайд 18. Подвиг.
Подвиг – это движение в сторону чего? (дети отвечают)
Добро, корысть, гордость, победа.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «добро».
Слайд 19. Подвиг.
Что лежит в основе подвига? (дети отвечают)
Смелость, эгоизм, любовь, совесть.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «любовь».
Слайд 20. Подвиг.
Ради кого могут совершаться подвиги? (дети отвечают)
(щелчок) Ради самого себя.
(щелчок) Ради другого человека.
(щелчок) Ради Бога.
Неверные слова по одному убираются щелчком по ним, все сразу убираются щелчком по слову «любовь».
↓2. Слово подвиг связано только с военным временем? (дети отвечают)
↓3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует? (дети отвечают)
Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы? (дети отвечают)
Слушаем текст
↓ВРЕЗКА.
Слайд 21. Целомудрие.
Целомудрие – «цельность мудрости» человека. Целомудренный человек собран и не позволяет вовлекать себя в опасные и бесполезно-случайные приключения. Он знает цель своей жизни и великую ценность своей души, и поэтому не разменивается на пустяки и безделье.
Слайд 22. Лицемерие.
Кроме того, целомудренный человек не притворяется и не лицемерит. Современный нам подвижник – отец Иоанн Крестьянкин из Псково-Печерского монастыря – однажды сказал пришедшей к нему девушке: «Твои беды, Татьяна, происходят от того, что есть пять разных Татьян. Одна – Татьяна, которую знаешь ты. Другая - Татьяна, которую знаю я. Третья - Татьяна, которую знают твои друзья. Четвертая – Татьяна, которую знают на твоей работе. Пятая – Татьяна, которую знает Бог. А так быть не должно. Должна быть одна Татьяна».
Слайд 23. Подвижник. Москвитин Ф.А. Арест патриарха Тихона.
↓3. Объясните слово «подвижник». (дети отвечают)
Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы? (дети отвечают)
Слайд 24. Святые.
Когда подвижник посвящает всю свою жизнь Богу, т.е. живет по законам Божиим, а не по своему хотению, Господь одаривает его святостью.
Слушаем песню
Слайд 25. Добрые дела.
Добрые дела
Слова Г. Диодорова, музыка В.Мигуля, исполняет В.Мигуля.
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счет.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность не придет.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Что у истока человек пошлет,
То и получит в устье у реки.
Спешите делать добрые дела,
Ни денег не сулящие, ни благ.
Спешите делать добрые дела,
Забыв на веки принцип "так-на-так".
Спешите делать добрые дела,
Но не копите в памяти обид.
Хоть тот, кому вы сделали добро
Вам этого по жизни не простит.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб за свое добро любить других.
Спешите делать добрые дела,
Во имя утвержденья вас самих.
Спешите делать добрые дела.
Получится – считайте, повезло!
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватило времени на зло!
Вопросы:
↑1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
↑2. Слово подвиг связано только с военным временем?
↑3. Объясните слово «подвижник».
↑3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Методическая разработка уроков по теме "Подвиг" и "Монастырь"
Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога....