План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость. Действительно, трудно разобраться, где свет, а где тьма, где настоящее добро, а где — зло. Но пока живет человек, он будет стремиться к добру и к укрощению зла. Данный урок поможет сформировать у учащихся понятия «добро» и «зло», понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_rozhdyon_dlya_dobra.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек рождён для добра»
Цель урока:
Формирование у детей представления о понятиях «добро» и «зло».
Задачи:
раскрыть смысл понятий «добро», «зло» на жизненных примерах и деятельности реальных людей, героев мультипликационных фильмов, сказок;
формировать у учащихся понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку .
Развитие умения анализировать, делать выводы, работать с разнообразными источниками информации;
научиться видеть и исправлять отрицательные качества;
развивать умение правильно оценивать человеческие поступки.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.
Ожидаемые результаты: у учащихся будут сформированы такие понятия как доброта, щедрость, отзывчивость, сформированы понимания положительных и отрицательных качеств человека.
Оборудование: компьютер, презентация «Добро и зло», мультимедийный проектор, аудиозапись песен «Дорогою добра», «Что такое доброта», учебник «Основы светской этики» А.И.Шемшурина, толковый словарь Ожегова, бумажная кукла, весы, фишки чёрные и белые, карточки для работы в парах, тесты, смайлики для рефлексии.
Педагогические технологии: ИКТ-технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Ход урока:
1.Оргмомент
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу. Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.
Ребята, вам приятно было дарить друг другу улыбку?
(ответы детей)
2.Введение в тему
Сегодняшний урок мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?» ( показ слайдов с изображением добрых поступков людей к животным, к пожилым, к маленьким детям и т.д., под песню «Дорога доброты»)
Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(ответы детей)
Притча «О добре с умом»
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.
-Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чём мы сегодня будем говорить. Но для начала мы ещё раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:
- Как называется наша притча? О чём она? (высказывания детей)
- Назовите главные слова (Предположительный ответ: добро и зло)
-Тема нашего урока «Человек рождён для добра»
-На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?
-Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
3.Изучение нового материала
-Давайте вспомним определения добра и зла. А поможет нам в этом толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. Слово «добро» определяется, как нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие
Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
-Добро или зло мы совершали, говоря кукле плохие слова? А когда говорили что-то хорошее?
4.Физминутка под песню «Что такое доброта»
5.Первичное закрепление
– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло”.
(темные фишки, которые означают: “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.
(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
-Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощённых обид.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой...
-Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей).
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца -это сады.
Добрые слова -корни.
Добрые мысли –цветы.
Добрые дела –плоды.
-Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, пусть в вашем саду летают бабочки добра, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Работа с учебником
Прочитайте текст учебника (с.87-88) и дайте ответ на вопрос:
-Как в сказках подтверждают мысль, что человек рождён для добра?
Физкультминутка-игра
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяйте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Золотая рыбка, Смешарики, Серый Волк, Кошей Бессмертный, Буратино.
Работа в парах. Игра «Найди пару»
На партах у вас лежат таблички «начала» и «конца» правил, вы сейчас стрелками соедините пары правильно. А после, кто выполнит, поднимает руку, и мы с вами зачитаем, что же у нас получилось.
Не наступить, | а склеить | |
Не разорвать, | а поделиться | |
Не забрать, | а уступить | |
Не спрятать, | а отдать | |
Не кричать, | а ладонь протянуть | |
Не кулак показывать, | а выслушать |
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать , а выслушать.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
6.Оценочно-рефлексивный этап. Тест.
Выбери правильный ответ
• Что считается добрым поступком?
р) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
д) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
• Как творят добрые дела?
ж) чтобы избежать наказания;
л) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
о) бескорыстно и сознательно.
• Укажи поступки, которые одобряет общество:
б) взаимопомощь;
к) насилие;
в) унижение;
т) обман.
• Что является последствием злых дел?
р) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
• Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
р) смелости;
б) честности;
о) доброте, взаимопомощи, ответственности;
г) дружбе.
-Какое слово получилось из букв, выбранных вами?
7. Итог урока
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-О чём мы сегодня с вами говорили? Что больше вам по нраву: добро или зло? Почему?
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
8.Рефлексия
Что было на уроке самым:
- интересным
- важным
- трудным
-С каким настроением вы заканчиваете урок? (показывают смайлик)
9.Домашнее задание (по выбору)
Подобрать пословицы о добре и зле
Описать, нарисовать свой добрый поступок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"
Цель урока- создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.
В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....
План-конспект урока, ОРКСЭ, блок "Светская этика", 4 класпо теме "Золотое правило нравственности"
Методическая разработка...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"
Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...