Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока- создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altruizm_i_egoizm.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Tема урока: Альтруизм и эгоизм.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
- Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группах
- Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-Формирование умений объяснять, что означают слова альтруизм и эгоизм, различать понятия мораль, нравственность, этика;
-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование умений работать в группах;
-Формирование форм рефлексии.
Предметные:
-Освоение знаний по теме «Альтруизм и эгоизм».
- Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. | ||
Ребята, здравствуйте. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. - Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". Я вам желаю удачной работы. (слайд 2) Предлагаю вам сегодня поработать в группах. Для эффективной и плодотворной работы вы разделились на 3 группы. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе: | Подготовка рабочих мест, приветствие. Психологический настрой учащихся на работу Вспоминают правила.
| Личностные: Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация изученного. Повторение. | ||
- Давайте вспомним, что было задано на дом. C какими произведениями вы познакомились дома? (слайд 3) - Согласны ли вы с данными концовками этих произведений? - Справедливы ли они на ваш взгляд? (слайд 4) - Справедливо ли поступила девочка из произведения «Цветик-семицветик»? | Повторяют и проверяют домашнюю работу. (Произведения «Морозко», “Фантазёры», «Цветик-семицветик») | |
III. Вводно-мотивационный этап | ||
Ребята, послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика. (слайд 5) | Читает один ученик , остальные слушают и смотрят слайды. (приложение1.) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. —Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик посмотрел на море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей ,каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного текста |
IV. Изучение нового материала. Определение темы урока. | ||
- Какое впечатление оставила в вашей душе притча? - Как вы оцениваете поступок мальчика? - Поддержали бы вы мальчика? -Кто знает, как можно назвать такое качество в людях, - делать добро для других и не ждать за это благодарности? Такое качество называют альтруизм. - Хотелось бы вам узнать об этом понятии? -Зачем? - На столах у вас лежат толковые словари С.И. Ожегова. Поработайте в группах. Найдите, что обозначает это слово. (слайд 6) -Ребята, как вы думаете, кого называют альтруистом? - Попробуйте сформулировать сами. -Давайте проверим себя по учебнику( стр.30) -Прочитайте, кто такой альтруист. (слайд 7) -На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом. (слайд 8) Бескорыстие, высокомерие, человеколюбие, чёрствость,бездушие, самоотверженность, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность,доброта,любовь, жестокость,ласка,безжалостность, себялюбие, милосердие (приложение 3) – Среди ваших слов прозвучало слово - МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю. Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко.( слайд 9) В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. (слайд 10) В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. (слайд 11) Представители Царского дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. (слайд 12) Меценатами также были Савва Морозов, Конст. Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др. (слайд 13) В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. Выдающийся педиатр и хирург, спасавший детей во всех точках земного шара во время войн, землетрясений и революций,Он спасал маленьких пациентов в России и за рубежом, вел переговоры с террористами на Дубровке и в Беслане. Стараниями врача в Москве появился научный медицинский центр с вертолетной площадкой и современным оборудованием. -А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим? -Нужно ли милосердие сегодня? -Необходимо ли помогать пожилым, больным, бедным людям? -А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые остались без крова и вынуждены скитаться по улицам в поисках пищи, пьяницам, наркоманам? -В чём оно будет заключаться? - Кому бы вы смогли помочь сейчас в первую очередь? -Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. - - Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит. -Как ведёт себя человек по отношению к другим людям? -Это хорошо? - А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку! - А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи? -Ребята, хорошо ли быть альтруистом? - Я предлагаю вам подобрать антоним к слову альтруизм. ( эгоизм) -Что такое эгоизм? -Зачем нам знать об этом понятии? Поработаем с толковым словарём. -Зачитайте определение. (слайд 14) Ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и оцените поведение героев. -Понравился рассказ? -Как повели себя мальчики? -Как можно их назвать? Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб». - Найдите в учебнике определение слова ЭГОИСТ (стр.31) - Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова. Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и подчеркните их чёрным цветом. -Прочитаем их, не повторяясь, по цепочке. (слайд 15) -Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? -Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему? | Работа со словарём в группах. Учащиеся зачитывают значение понятия Работа с учебником Учащиеся зачитывают значение понятия Работа в группах. Зачитывают по цепочке по группам Слушают, смотрят слайды презентация Обсуждают в группах. Высказывают своё отношение. Анализируют ситуацию, делают выводы. Работа со словарём в группах. Читают определение. Читает один ученик (приложение 2) Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.- Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.- Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. - Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. - Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша. - Угу! - отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму. Она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку. Она жевала корочку хлеба... Коллективное обсуждение Работа по учебнику Высказывания учащихся, обсуждение Проверяют по эталону Высказывания учащихся | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы Познавательные: формулирование проблемы Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
V. Закрепление и обобщение пройденного материала | ||
Для закрепления изученного я предлагаю каждой группе выбрать конверт с заданием.
Первая группа Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название. Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. - Ты у нас самый красивый! – говорит мама. -Ты у нас самый умный! – говорит папа. - Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. - Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. В. Сухомлинский Вторая группа. Найдите выход из ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Варианты ответов: - - Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала. - - Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. - - Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. - - Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?
Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы. Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает. После меня хоть трава не расти. Жизнь дана на добрые дела. Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
(слайд 16) Вспомните героев басни И.А.Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. Соотнесите картинки с предложенными пороками.
- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему? - Сформулируйте, над какой темой мы работали? - Какие понятия запомнили? | Самостоятельная работа в группах. Самостоятельная работа в группах. Самостоятельная работа в группах. Работа по слайду (слайд 16) | Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка его действий Регулятивные: оценка, выделение и осознание того, что усвоено |
VI. Домашнее задание | ||
Домашнее задание на выбор: 1. Найди 5 пословиц на тему сегодняшнего урока. 2. Сочинить сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм» | Читают задания и записывают в тетрадь. | |
VII. Рефлексия | ||
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке. Кто может сказать про себя, что он узнал много интересного? А сможете ли вы передать эти знания другим, рассказать всё, что услышали и увидели? Закончите предложения. (слайд 17) Сегодня я узнал... Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… И в заключении за хорошую работу вам подарок — мультфильм. (просмотр фрагмента из мультфильма «Просто так»).- резерв | Смотрят мультфильм | Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция, самооценка, осознание границ применения нового знания |
Приложение1. Притча про помощь другим.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик посмотрел на море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей , каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.
И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Приложение 2. Рассказ В. Осеевой «Печенье» .
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
Приложение 3.
Бескорыстие, высокомерие, человеколюбие, чёрствость,бездушие, самоотверженность, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть,жадность, доброта, любовь, жестокость, ласка, безжалостность, себялюбие, милосердие
Задание для I группы.
Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
-Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.
В.Сухомлинский
Задание для II группы.
Найдите выход из ситуации.
Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…».
Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?
Задание для III группы.
Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.
Собака на сене лежит, а доброе дело не забудется. После меня хоть чтобы одна открылась.
Жизнь дана сама не ест и другим не дает.
Постучи в семь дверей, на добрые дела.
Рубашка износится, трава не расти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".
В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство). Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Урок ОРКСЭ. Светская этика
Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование этических норм поведения в общении друг с друго...
Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...