Технологическая карта открытого урока по ОПК.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока . | «Монастырь» |
Педагогическая цель. | Развивать нравственные качества личности детей, приобщая к духовной культуре русского. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 221.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы религиозной культуры и светской этики» – модуль
«Основы православной культуры»
Урок в 4 классе.
Учитель: Успенская Оксана Александровна
Тема урока . | «Монастырь» |
Педагогическая цель. | Развивать нравственные качества личности детей, приобщая к духовной культуре русского. |
Тип урока. | Урок открытия новых знаний. |
Задачи урока. | Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, его обитателях; развивать нравственные качества личности; формировать коммуникативные, информационные компетенции. |
Планируемые результаты (предметные) | уметь давать определение понятиям: монах, призвание, монашеские обеты; узнать, когда было основано монашество; познакомиться с монашескими общинами - монастырями; узнать во что одеваются монахи, название облачения. |
Личностные результаты | формирование положительной мотивации к изучению православной культуры; нравственно – этическое оценивание нового материала; развитие способности – пониманию чувств других людей и сопереживанию им. |
УУД (метопредметные) | Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия. Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи |
Формы и виды деятельности. | Беседа, выборочное и комментированное чтение, работа в группах, работа с аудиофайлом «Колокольный звон», работа с иллюстративным материалом (презентация, иллюстрации учебника, видеофайл (фрагмент фильма «Остров», П. Лунгина), работа с тестовыми заданиями, участие в диалоге, составление кластера. |
Технология построения урока | Проблемно-поисковая. |
Базовая программа. | Образовательная программа «Начальная школа 21 века». |
Базовый учебник. | ОРКСЭ «ОПК» 4-5, А. В. Кураев; с 80-83. |
Глоссарий терминов к уроку: | Монастырь – сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу) Монах – христианин, посвятивший всю свою жизнь Богу через обеты послушания, безбрачия и нестяжания. Послушание – любое дело, любая работа, которое совершает в монастыре человек по распоряжению настоятеля. Обеты – обещания, которые человек даёт Богу при вступлении в монашество (при пострижении). Чётки – нить с нанизанными на неё бусинами или узелками для счёта прочитанных молитв. Клобук – головной убор монаха в виде колпака или цилиндра с прикреплённой тканью, которая спускается от головы до пояса. Мантия – длинная до пят монашеская одежда в виде плаща в мелкую складку без рукавов. |
Оборудование | ПК, презентация, видеофайл, аудиофайл, рабочие листы с заданиями, мультимедиа, проектор |
Содержание урока.
Этап урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационный момент | Мотивирование к учебной деятельности | «Поговорим? – О чем? О всяком и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего-то знаю я, а что-то вас известно. Поговорим? – Поговорим! Нам будет интересно!» - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я прошу вас закрыть глаза, послушать музыкальное произведение и подумать о ком идет речь. Звучит православное песнопение на стихи иеромонаха отца Романа в исполнении Сергея Безрукова «В келье я лампаду затеплю» | Приветствуют учителя. Занимают свои места. Слушают муз. произведение. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на приветствие учителя. |
II. Подготовка к изучению нового материала. | Элемент повторения | Беседа с учащимися. - Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь в этом произведении? ( о человеке, служащем в храме или о человеке , произносящем молитву) -Какие слова нам помогают понять смысл? (псалтырь, молитва, Господи) -Может быть, что – то вам не знакомо? (келья, аналой) | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения. |
III. Мотивация. Прием «Проблемный вопрос» | Постановка проблемного вопроса, открытие темы урока. | -Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого? (Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.) -Почему на один вопрос вы даете различные ответы? Прослушивание аудиофайла. «Колокольный звон» (запись колокольного звона) - Ребята, где можно слышать колокольный звон? - Верно, в храме, в монастыре. Чтение стихотворения. Монастырь стоит на земле родной. Колокольный звон нас зовёт домой. Светит солнышко - купала горят И с моей душой тихо говорят. Монастырь у рек, на слиянии, Смоет нашу боль и отчаянье. Мы помолимся - Веру обретём С покаянием к Господу придём. Монастырь стоит на земле родной... Елена Панкратова - О чем эти строки? - Что изображено на фотографии? (Слайд 1) - Определите тему нашего урока. Монастырь». | Высказывают предположения. Слушают стихотворение, рассматривают фотографию монастыря, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. | Личностные: нравственно – этическое оценивание нового материала Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему урока. |
IV. Актуализация знаний. Прием «Отсроченная догадка». | Настроить детей на решение проблемного вопроса. | - Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым? -Давайте ответим на этот вопрос в конце урока. | Высказывают предположения. | Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения |
1V.Целеполагание. | Постановка цели урока. | -Сформулируйте цель нашего урока в форме вопроса.
| -Как живут в монастырях? | Регулятивные : формировать способность принимать учебную цель, планировать ее реализацию. |
I V. Поиск путей решения проблемы. | Постановка учебной задачи. | _ Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нам мир, познакомимся с православным монастырем, узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни. - Поставьте каждый для себя вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы. - Помогут ли нам эти вопросы достичь цели? | Формулируют задачи для достижения цели урока. - Кто живет в монастырях? - Чем занимаются в монастырях? | Регулятивные: планируют и свою деятельность. |
VII. Решение проблемы. | Ведение диалога с учащимися, выборочное чтение, Поисковое чтение, извлечение информации из текста. Комментированное чтение, (чтение текста со слов: «Первые христианские монахи появились в конце 3 в.) Самостоятельная работа. | 1.Слово учителя. Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить душу. Люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре. - Людям естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Это ценно в любой религии мира, и православие – не исключение. Поэтому одна из удивительнейших страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков. (Слайд 2) «монос» (греч) – один - Монах – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. - Сам монах считает, что он НЕ ОТКАЗАЛСЯ, а СОГЛАСИЛСЯ, согласился с зовом Бога, Который указал на его призвание. - Как вы понимаете, что такое призвание? (ответы детей) - Призвание монаха – быть всегда только с Богом - Первые христианские монахи появились в конце 3 в. От Р.Х. Они определили главное правило монашеской жизни: (Слайд 3) Трудись и молись 2.Работа с информацией по учебнику ст.80- 81. 3. Работа в группах на листочках. Словарная работа (работа над основными понятиями урока): - В тексте встретились незнакомые слова. Заполните пропуски. Найдите в тексте значение этих слов. 1 группа Монах Послушание 2 группа Монашеский обет Постриг монаха
- Проверим, что у вас получилось. 4. Физминутка. Утром ангелы проснулись. Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись, Два изящно покружились, Три нагнулись и присели. На четыре полетели. 5.Работа с иллюстративным материалом на карточке. - Прочитайте текст на странице 81 в разделе «Это интересно». Подпишите предметы монашеского облачения _
6. Работа над понятием «монашеские обеты» (слайд 4) Монастырь – община монахов - Как вы думаете, легко ли стать монахом? (ответы детей) Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, т.е. стать послушником. (Слайд 5) Послушание - Сможете объяснить смысл этого слова? (ответы детей) Это значит человек принимает серьёзное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей». Когда послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи и приносит (Слайд 6) Монашеские обеты (обещания) Послушание (во всем слушаться более мудрых монахов) Безбрачие (никогда не иметь семью) Нестяжание (отсутствие личных вещей) - А почему монахи не имеют личных вещей? Когда человек более свободен 7. Посмотрите отрывок из фильма «Остров» режиссера Павла Лунгина. Содержание: в кочегарку старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков), и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр). - Как вы думаете, что будет дальше? (Ответы учащихся). - Как поступили бы вы в этой ситуации? (Ответы учащихся). - Посмотрите – что было дальше. (Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту) - Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой? Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно. - И вот когда послушник научился соблюдать монашеские обеты происходит (Слайд 7) Постриг , который означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, поэтому при постриге монах получает новое имя. - Отгадайте , дети, загадку: Ряса, клобук, параман | Слушают, высказывают предположения, запоминают новую информацию. Отвечают на вопросы учителя. Читают текст учебника с. 80-81. Находят значение незнакомых слов. Работают в группах. Выполняют физминутку вместе с учителем. Самостоятельно работают по карточкам с иллюстративным материалом. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. Предполагают. Учащиеся смотрят отрывок. Предполагают поведение монаха. Отгадывают загадку. | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала. Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать, услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала. Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание. |
VIII. Первичное закрепление | Применение полученных знаний при выполнении самостоятельно задания. | Тестовые задания - На столах у вас листы с тестовыми заданиями, выполните их в группах. 1. Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда 1) ..у них не ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом. 2. Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование. 3. Закончите предложение: Монашеская жизнь 1) скучна, так как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 3) по-своему радостна, так как направлена к Богу. 4.Закончите предложение: Послушание в монастыре нужно для того, чтобы 1) узнать, что такое унижение; 2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); 3) просто всех слушаться. | Работа в группах. Выполняют тестовые задания. | Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу. |
IX. Систематизация знаний. | «Прием отсроченная догадка» Возвращаются к поставленному вопросу в начале урока, дают ответ. | - Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. - Испытывает человек счастье, когда достигает своей цели, делает свой выбор? - Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым? _- Какой человек имеет право быть монахом? - Можно ли заставить человека стать монахом? - Кто такой монах? | Отвечают на вопрос, поставленный в начале урока. | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции. |
X. Включение в систему знаний. | Кластер. «Монастырь» Систематизируют полученные знания. | - Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер. - У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер. (МОНАСТЫРЬ – призвание, послушание, монах, смирение, труд и молитва.) | Строят кластер. Работа в парах. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. |
XI. Рефлексия | Соотнесение результата с поставленной целью. | Подведите итог урока, чему вы сегодня научились, что вам понравилось. Составьте свои высказывания, выбирая начало фразы из предложенных речевых конструкций. (Слайд 8) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Строят высказывания с понравившимися речевыми конструкциями. | Регулятивные: оценивают результат своей деятельности по предложенному плану. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»
Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....