Конспект урока "Доброта и Милосердие"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кузнецова Оксана Сергеевна

Курс:4,Урок 12

Скачать:


Предварительный просмотр:

         


Министерство образования Московской области

ГБОУ  ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

        Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

 Курс «Содержание и методика преподавания модуля

«Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ»

Самостоятельная работа № 1

Методическая разработка урока на тему:

«Милосердие и сострадание»    

                                                                                                                                                                       Выполнила: учитель начальных классов,

                                                                                                Кузнецова Оксана Сергеевна

                                                                                                                  Научный руководитель: кандидат        

                                                                                                                   культурологии, доцент Кутикова Н.А.

                                                

Москва 2017

 Класс: 4  

Урок 12

 

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»                    

Тема урока: Милосердие и  сострадание.                                                 

Тип урока: урок  «открытия» новых знаний

Цель урока:   формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей  первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства  милосердия.

Задачи урока: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию  у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
  2. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты: 

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей  о добром самарянине;  

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.        

Основные понятия:   долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.              

Виды  деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа со словарями,  участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник  Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2015, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбук, проектор; песни-притчи «Окно» и «Про кота»  С.Копыловой,  словари.

                                                                                           КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Организационный этап. 

- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!  

- А теперь тихонько  садитесь  на свои места.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют друг друга улыбками.

Тихо садятся.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

5. Эстетическое воспитание.

2.  Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.

.

1. Устный опрос:

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

-Что такое заповеди?   Сколько их?

- Кто их дал людям? Где это произошло и как?

- А для чего Бог дал людям заповеди?

 

- Давайте  вспомним заповеди по вашим рисункам, которые вы нарисовали дома, я буду показывать вам рисунок, а вы называйте заповедь. У кого рисунки получились наиболее удачными? Вы все молодцы!

2.  Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.

  • А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.
  • https://www.youtube.com/watch?v=LA7Vv0uu6L0&t=61s

- Что такое притча?

3.  Беседа по притче

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какую?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему  больному?

С  заповедями.

Законы (правила) жизни. Десять.

 Бог.

На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло.

Перечисляют заповеди. Дети показывают рисунки  и называют заповеди.

Слушают притчу.

Притча – краткий поучительный рассказ.

Тот, кто лежал у стены.

Не завидуй.

К смерти другого человека.

Добрым, милосердным.

Сострадания.

2. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

.

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?   Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.

Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

Работа в тетрадях.

Открывают тетради, записывают число, тему урока.

Учиться милосердию и состраданию.

Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.

Ответы детей.

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

 С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.

Записывают значения этих слов в тетрадь.

В основе лежит Любовь.

Слушают.

Ответы детей.

Нет.

Дети слушают притчу.

Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.

Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Читают  со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.

Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.

Слушают.

Любви к животным.

Рассказывают.

Человек может научиться милосердию.

Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.).

Выполняют движения.

Медсестры.

Слушают.

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».

Да.

Радость.

- Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д.

Выполняют задания из рубрики «контроль»

Называют слова.

Работа в парах.

Работа над пословицами.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело два века живёт.

Добрый человек добру учит.

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Объясняют смысл пословиц.

О добре, милосердии, сострадании.

Учиться милосердию и состраданию.

Да.

  • Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.

Самооценка учащихся.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...

Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу

Записывают домашнее задание в дневник.

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

3. «Открытие» нового знания.

- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой?

- Для чего надо знать эту тему?

1. Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа–  значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

 

- Запишите значение этих  слов в тетрадь.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

   Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

  Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

 «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».  

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

-Ребята, а вы  знаете кто такой самарянин? А  ближний?

- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам  познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что  хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей о нашем ближнем. https://www.youtube.com/watch?v=8TzH1lixlv4

  Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин?

- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.

- Что же означает притча Христа?  

Работа по учебнику:

- Найдите ответ  на этот вопрос в учебнике на стр. 43.

  1. - Только ли людям можно помочь в беде?

3. Притча «Про кота».

  • Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.

https://www.youtube.com/watch?v=qcE14_RoMmE

- Чему учит эта притча?

  1. - Кто из вас проявлял милосердие и в чём?  .

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

-А что для этого нужно?.

 Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

4.Физминутка

5.Понятие «сестра милосердия»

- Посмотрите на слайд.  Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

6. Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня. 

- А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но  вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы?

4. Закрепление нового материала.

1. Если останется время:

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. 

«Цветок милосердия»

- А теперь давайте  сформулируем,  какими качествами должен обладать милосердный человек.

3.  Работа в парах: Игра “Собери пословицу”.

-  Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.

- Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где  написаны половинки  пословиц.   В течение нескольких  минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни…          два века живёт

Доброе дело…            добру и учит.

Добрый человек …     а зло забывай.

   -Читаем, что получилось.

- Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц (спрашиваю детей по очереди)

- Спасибо, молодцы!

«ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА  - СПАСЕНИЕ  ДУШИ» - так гласит народная мудрость.

5. Подведение итогов. Рефлексия.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.

-О чём мы сегодня с вами говорили?  

- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Поднимите руку те учащиеся,  которым:

-Урок понравился, кому было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочет найти дополнительный материал.

- А в конце по традиции мы украсим наше Дерево  настроения (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечках нарисуйте свои эмоции, которые получили на уроке. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

- Домашнее задание:

1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать.

2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

3. Прочитать  с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

-  Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».

Спасибо всем присутствующим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Конспект занятия "О милосердии"

Конспект занятия направленный на воспитание милосердия и сострадания к больным, пожилым и людям с ОВЗ....

Конспект классного часа «Милосердие в каждом из нас» 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЕДАГОГИКЕТема: «Милосердие в каждом из нас»Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; п...

Конспект классного часа "Милосердие-это активная доброта", 2 класс

Цели: Воспитание у обучающихся нравственных качеств милосердия; формирование внутренней позиции  к милосердию как нравственной ценности человека ,морально-этической ориентации  на ...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...