Конспект классного часа "Милосердие" 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Пищальникова Наталья Олеговна

"Милосердие - зеркало души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_4_klass_miloserdie.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: «Милосердие – зеркало души»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Задачи:

 1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».          

 

 2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся и усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».

 

 3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.          

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Оргмомент

2 мин.

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Олеговна, сегодня классный час проведу у вас я.

- Прочитайте пословицы на доске и объясните, как вы их понимаете.

1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло

-Переключаться с отдыха на работу

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Работать с пословицами

Организует работу

Давать задания к пословицам

Задавать вопросы

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Л)

Мотивационный

10

мин

- Послушайте песню Непоседы «Твори добро»

- О чем поется в песне?

(о доброте, нужно творить добро во благо)

- Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

Работа в парах

 - Ребята! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в парах и составьте список качеств.

  Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают  качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

- Послушайте внимательно стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»

У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк, иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил 
В его протянутую руку.

- Как вы оцениваете поступок прохожего?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о доброте, милосердии)

- Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии.

Слушать песню, анализировать

Обсуждать в парах, составлять список хороших качеств

Зачитывать свои слова

Слушать стихотворение, анализировать

Выяснять о чем сегодня будет идти речь

Помогать анализировать песню

Помогать выявлять слова, подходящие к теме классного часа

Читать стихотворение, помогать анализировать

Подводить к теме урока

Извлечение необходимой информации (П)

Использование знаково – символических средств (П)

Осознанное и произвольно построение речевого высказывания (П)

 Основная часть

15 мин.

 -  Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов)

- Спасибо, мне было очень интересно вас слушать.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».

Оно таит в себе два корня «мил», «серд»

Давайте подберем родственные слова к ним.

- Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок)

- Значит, «милый» - это приятный?

- С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» ( Милость)

- Что думаете о значении этого слова?

- Назовите близкие по смыслу слова? ( Помощь, дать денег).

« Милость» - это любовь, жалость

Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)

- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»?

- Как вы думаете, когда так говорят?

Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»?

- Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить.

А давайте попробуем?

Я начинаю!

3. Физкультминутка.

-Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Кто продолжит?...

Сделайте милость, садитесь!

- Ребята, посмотрите на слайд. Вы видите на нем слова. Порассуждайте в парах, что они означают.

(Работа в парах.)

сострадание        уважение         человеколюбие

доброта        гуманность      

  альтруизм

-Молодцы, теперь давайте прочитаем их и уточним определение этих слов (по руке, по одному слову со слайда)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь        

        несчастьем, горем.

  ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление  

        делать добро другим.

    УВАЖЕНИЕ -  почтительное отношение, основанное на признание чьих-

              нибудь достоинств.

   

  ГУМАННОСТЬ -  человеколюбие, уважение к людям, к человеческому                 достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение  к людям.

  ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

   

 АЛЬТРУИЗМ -  бескорыстная забота о благе других людей.

 

 Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, что вы поняли? (что слова взаимосвязаны).

Послушайте высказывание:

«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев)    

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

- Скажите, какие есть способы проявления «милосердия»?

(участие в благотворительных акциях, в благотворительных фондах)

- Давайте с вами посмотрим как это происходит)

.

Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите  делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

- Прочитайте стихотворение со слайда. (один читает вслух выразительно)

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Рассуждать что такое «милосердие»

Рассмотреть слово «милосердие» по корням

Подбирать родственные слова

Называть близкие по смыслу слова

Вспоминать об отношении к людям, пожилым, детям

Выполнять физкультминутку

Читать слова с объяснением

Делать вывод по словам

Читать стихотворение, анализировать

Дать понятие «милосердия»

Помогать подбирать слова

Проводить беседу

Проводить физминутку

Дать слова для определения

Выслушивать определения

Помогать делать выводы по определениям

Помогать анализировать стихотворение

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Аргументация своего мнения (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Осознанное построение речевого высказывания (П)

Достижение договоренностей и согласования общего решения (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Извлечение из текста необходимой информации (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Заключительная часть

Рефлексия

12

мин.

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о милосердии) Я думаю, что после сегодняшнего занятия вы задумаетесь, правильно ли вы относитесь друг к другу, любите ли вы своих ближних. Ведь вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

- Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Скажите, быть милосердным, быть каким?

- К кому мы можем быть милосердны?

- Проявляли ли вы милосердие к кому то?

- Теперь на заключительной нотке, послушаем с вами песню Барбарики «Что такое доброта»

Подводить итоги

Отвечать на заключительные вопросы

Слушать песню

Помогать подводить итоги

Задавать вопросы на закрепление

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)

Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...

Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)

Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...

Конспект классного часа во 2 классе «Обман и его последствия» (2 класс)

Цель: формирование понимания того, почему не стоит обманыватьЗадачи:1.Помочь детям усвоить то, что обман – это плохо2. Воспитывать умение детей говорить правду3. Создать комфортную ситуацию...