Тема: Милосердие… Нужно ли оно в наше время? Цели: 1. Расширить знания детей о милосердии. 2. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках. 3. развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу. 4. способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. Форма: Классный час. Методы: рассказ с элементами беседы и игры. Оформление: эпиграф «Жизнь дана на добрые дела» песня «Дорога добра» мягкая игрушка «Сердце» солнце и лучи со словами маленькие сердечки большое сердце для классного уголка компьютер мультимедиа проектор, экран презентация. Ход мероприятия . 1.Введение в тему. - Ребята, сегодня мы с вами должны понять: что такое милосердие и нужно ли оно в наше время? (слайд1) Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. 2. Работа с понятием. Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие? Дети : Милосердие… -Милое сердце, значит доброе. -Доброта, сострадание. -Всевозможная помощь. -Добрые поступки. -Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен. -. Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность. Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи. ( слайд2) 3. Добрые слова и поступки. -Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. ( слайд3) Достается недешево Счастье трудных дорог, Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому. (И. Кучин) -Как вы понимаете слова: « делать людям хорошее - хорошеть самому». Дети отвечают… Совершать добрые поступки. Помогать. Утешить словами. Поддержать. -Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. Ах, как добрые слова нужны! ( слайд4) Не раз мы в этом убеждались сами. А может не слова- дела важны? Дела- делами, а слова-словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. -Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое. Давайте встанем в круг. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова. - Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям. ( слайд5) Но как бы жизнь ни летела, Дней своих не жалей, Делай доброе дело, Ради счастья людей. -Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. Может вы когда-нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки? Расскажите. Дети отвечают… Молодцы! 4. Разбор ситуаций. -Но иногда в жизни о совершённых поступках в последствии приходится жалеть. Ситуация1 Например, вы сделали за друга д/з или дали списать к/р. А результат - он не научился решать задачу. -Совершая поступки, вы не должны о них жалеть. Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е совершать добрые дела нужно просто так из добрых побуждений. 5.Заключительный этап. -Как вы думаете, с чем можно сравнить милосердие, доброту? В русском языке есть сладкое слово- конфета, быстрое слово- ракета, ( слайд6) доброта-?( солнце). В природе есть тоже солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи. Аккуратный , доброжелательный, вежливый, грубый , неучтивый , умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый , скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый,внимательный, жадный, крикливый . 6. Обобщение. -Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком? ( читаем хором на лучиках слова). У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Помните: Добрые слова – корни. ( слайд7) Добрые мысли – цветы. Добрые – дела плоды. Добрые сердца – сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. 7.Итог. -Как вы думаете, где находится сад доброты и милосердия у каждого человека? Дети отвечают… В сердце! Учитель : Правильно! 8. Рефлексия. Учитель: Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки). Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки. А вот это большое сердце мы повесим в классном уголке, и совершив добрый поступок будем раскрашивать частичку сердца, и на следующих классных часах обсудим эти поступки. Ведь не даром говорят:«Жизнь дана на добрые дела» ( слайд8) Все молодцы! Спасибо за работу. |