Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)
классный час по орксэ (4 класс) на тему
Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:
- сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
- соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
- придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
- раскрыть предмет с разных сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsro_na_seminar.docx | 16.51 КБ |
dobro_i_zlo.docx | 224.9 КБ |
dva_gnomika.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)
Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:
- сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
- соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
- придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
- раскрыть предмет с разных сторон.
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический. Но их пропускная способность различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.
Использование ИКТ увеличивает объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.
Применение информационных технологий, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:
- мультимедийной лекции с элементами беседы,
- урока - наблюдения,
- урока – практикума,
- урока - виртуальной экскурсии.
Особенности урока с применением информационных технологий следующие:
- Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
- Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
- Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – учебником, доской и словом учителя.
На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) видеоматериалы могут служить:
- основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
- дополнительным источником знаний – информация;
- иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.
Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
Использование видеоматериала на уроках будет эффективным, если:
- видеоматериал понятен, доступен, интересен детям, т.е. соответствует возрастным особенностям школьников;
- просмотр видеоматериала разумно дозирован;
- применяется систематически, в течение всего года, так как систематичность в использовании видеоматериалов создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;
- видеоматериал на уроке воспринимается детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы;
- учитель методически грамотно вводит видеоматериал в структуру урока.
В текущем учебном году я начала курс ОПК А. Бородиной в соответствии со ФГОС второго поколения. Основным источником видеоматериалов, иллюстраций для тематических презентаций является Интернет. Я использую материалы, предоставленные семейным образовательным телевизионным каналом «Радость моя» на сайте «Проекты телеканала». Там представлены фильмы из циклов:
- Ветхий завет
- Дом, в котором живёт Бог
- Повесть временных лет
- Доброе слово и др.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, способствует творческому осмыслению содержания урока, расширению кругозора и повышает мотивацию учения.
Показать электронную книгу; классный час «2 гномика»; тест.
Предварительный просмотр:
«Два гномика. Дорога добра».
Описание. Данная методическая разработка является базовой основой для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на протяжении всех лет обучения. Дети своими выводами, с помощью учителя, открывают тайну «Двух сердец». Методическая разработка рассчитана для обучающихся начальных классов ( в соответствии с ФГОС НОО)
Цели мероприятия:
1.Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
2.Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.
3.Воспитывать уважение к родителям, товарищам.
1).ПРИТЧА О ДВУХ ГНОМИКАХ
В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.
Растет малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал «спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок; завтра – помог старикам, навестил учителя, посадил дерево...
А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил «здрасьте» учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме...
Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находиться рядом с ним, он радует своим присутствием окружающих.
Когда же человек бывает груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой-то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», – призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.
От того, какому гномику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.
Беседа
Какого же гномика ты хочешь взрастить в своей душе?
Прочему?
Всегда ли получается помогать только хорошему гномику?
От чего это может зависеть?
Чтение параграфа в учебнике (стр.35-39) Беседа по вопросам.
Физминутка
Закройте глаза, пробегись по прошедшей неделе – какому гномику ты помог больше? В чём это выражалось?
2).Работа в группах
Ситуация 1.Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
- будете плакать
- будете защищать товарища кулаками
- будете тоже смеяться над другом- свой вариант
Ситуация 2.Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку
- пожалуетесь учителю
- отлупите одноклассника
- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Ситуация 3.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать
- пожалуетесь учителю
- не скажите ничего
- свой вариант.
3) Видеоролик.
4) Выбор своего гномика и раскрашивание его.
5) Анкетирование.
Методика №1: диагностика нравственной самооценки
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуация 1 . Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите? - будете плакать - будете защищать товарища кулаками - будете тоже смеяться над другом- свой вариант
Ситуация 2. Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? - будете кричать и попытаетесь отобрать ручку - пожалуетесь учителю - отлупите одноклассника - объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Ситуация 3. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? - будете плакать - пожалуетесь учителю - не скажите ничего - свой вариант.
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием, 3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны 2 балла - если вы немножко согласны 1 балла - если вы совсем не согласны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)
Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, к...
конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...