Рабочая программа и КТП предмета "ОРКСЭ – «Основы светской этики» "
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе:·авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_po_osnovam_svetskoy_etike-_avtor_programmy_shemshurina_a.i.zip | 71.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2013 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
- Авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Изучение модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с образовательной программой, учебным планом на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Перечень учебно-методического обеспечения
1.А.И.Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2017. 2. .А.И.Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2017. 3. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003. 4. Остер Г. Вредные советы. М., 1998 5. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003. 6. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для учителя. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
1. Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения курса «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования обучающийся должен
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД.
Обучающийсяполучит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека»
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Раздел «Этика общения»
Обучающие научатся:
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Обучающие научатся:
- Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Раздел « Этикет »
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Этика человеческих отношений»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в школе.
- Что значит играть роль ученика?
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Этика отношений в коллективе»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в коллективе.
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
- Форма в отношениях между людьми в школе.
- Действия – форма для поступков.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Простые нравственные истины»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Душа обязана трудиться»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.
Обучающие научатся:
- Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.
Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер»
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Судьба и Родина едины»
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
2. Содержание учебного курса ( 34 часа)
Введение (1 час). Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения (4 часа). Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины (4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-».
Судьба и Родина едины (6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе. Обобщение пройденного.
3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение (1час) | |
Этика – наука о нравственной жизни человека. | Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности. Прогнозировать содержание курса. Читать и воспринимать прочитанное. Понимать значение понятий «Этика», «мораль». |
Раздел 1. Этика общения. (4 часа) | |
Добрым жить на белом свете веселей | Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. Составлять небольшой текст- рассуждение на темы добра и зла. |
Правила общения для всех. | Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию. |
От добрых дел – добрые слова и поступки | Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков. |
Каждый интересен | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. |
Раздел 2. Этикет. (4 часа) | |
Премудрости этикета | Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правил этикета. Обосновывать свою точку зрения. |
Красота этикета | Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл. |
Простые школьные и домашние правила этикета. | Знать основные правила этикета. Уметь обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома. Осознанно комментировать текст учебника. |
Чистый ручеек нашей речи | Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства. |
Раздел 3. Этика человеческих отношений. (4 часа) | |
В развитии добрых чувств – творение души | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение». Соотносить понятия «душа», «духовность». |
Природа – волшебные двери к добру и доверию | Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта. Аргументировать свои высказывания. |
Чувство Родины | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника. Составлять текст – рассуждение на тему родины, патриотизма. |
Жизнь протекает среди людей | Понимать значение понятия «человечности». Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом. Осознанно комментировать текст учебника. |
Раздел 4. Этика отношений в коллективе. (3 часа) | |
Чтобы быть коллективом | Аргументировано отвечать на вопрос «Что такое коллектив?». Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности. |
Коллектив начинается с меня | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. |
Мой класс – мои друзья | Умение понять состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид. |
Итоговое творческое сочинение. (1час) | |
Скажи себе сам. | Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Аргументировать свою точку зрения. |
Второе полугодие. (17 часов) | |
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… | Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения. |
Раздел 1. Простые нравственные истины. (4 часа) | |
Жизнь священна | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. |
Человек рождён для добра | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия. |
Милосердие – закон жизни | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. |
Жить во благо себе и другим | Анализировать конфликтную ситуацию. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. |
Раздел 2. Душа обязана трудиться. (4 часа) | |
Следовать нравственной установке | Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка», следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении. Составлять текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни». |
Достойно жить среди людей | Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этики. Аргументировать свои рассуждения. |
Уметь понять и простить | Представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст – рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки. Соотносить своё поведение с опытом поколений. |
Простая этика поступков | Объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими. |
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер ( 4 часа) | |
Общение и источники преодоления обид | Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. |
Ростки нравственного опыта поведения | Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Аргументировать свои рассуждения. |
Доброте сопутствует терпение | Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Обобщать полученные знания. |
Действия с приставкой «со» | Систематизировать и обобщать этические знания. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. |
Раздел 4. Судьба и Родина едины. (3 часа) | |
С чего начинается Родина … | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение рассуждать на морально – этические темы и делать выводы. |
В тебе рождается патриот и гражданин | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его. |
Человек – чело века | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества. |
Итоговое творческое сочинение. ( 1 ч) | |
Слово, обращённое к себе. | Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучае...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") к учебнику Студеникина М. Т. ...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по основам регилиозных культур и светской этики, модуль "Основы светской этики". разработана в соответствии с ФГОС....