Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".
Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучается в 4 классе в рамках курса ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_svet.etika_.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей нач. классов _________ _______ ПР.№________
Протокол № «____» _________ 2012 г. «___» ___________2012 г.
от «____» _______ 2012 г.
Руководитель МО:
________
Рабочая программа
по курсу “Основы светской этики”
4 класс
Разработана
Тарасенко Ириной Юрьевной
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по курсу “Основы светской этики”автора М.Т.Студеникина. Изучение курса призвано способствовать самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести.
Курс затрагивает жизненно важные вопросы бытия человека: смысл жизни, «цена» жизни и смерти, добро и зло в жизни человека, и в этом смысле содержит большой нравственный потенциал.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Нормативно-правовая основа
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».
Курс изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (лиц, замещающих родителей).
Цель учебного курса
– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса
1) знакомство учащихся с основами светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебно-методическое обеспечение преподавания курса
Преподавание курса обеспечено следующими пособиями:
1. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012;
Дополнительные материалы в помощь учителю размещены на специализированном портале www.orkce.ru.
Особенности учебного курса “Основы светской этики”
Курс является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Изучение культурных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса , рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
Изучение курса “Основы светской этики” базируется на требованиях ФГОС начального общего образования. (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России):
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике ее роли в культуре, истории и современности России;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Основополагающими принципами при изучении курса являются:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на развитие личности, индивидуальности ребенка. Реализация данного принципа на занятиях направлена на обеспечение взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и индивидуализацией;
- принцип сознательности и активности учащихся. Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, развития у них навыков самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать освоенными знаниями и навыками в других ситуациях;
- принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, содержащихся в изучаемом материале, на значимости нравственных категорий, таких как добро, достоинство, красота в широком понимании слова и других в жизни человека;
- принцип связи обучения с жизнью, предполагающий ознакомление и активное приобщение школьников к общественной и трудовой деятельности в процессе урочной и внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ, формирование опыта нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный опыт учащихся;
- принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение учителем на занятиях по курсу ОРКСЭ знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов (литературного чтения, курса «Окружающий мир» и др.).
-принцип доступности особо актуален в связи с тем, что учебники содержат достаточно много новой, непривычной для детей информации, много новых понятий. Реализация данного принципа обеспечивается учетом возрастных особенностей обучаемых при формировании содержания и выборе способов обучения, опорой на имеющиеся знания и социальный опыт учащихся при освоении новых знаний и учебных действий, расширением словаря, использованием разнообразных форм работы с текстом.
Формы и виды организации учебного процесса
Фронтальные формы организации обучения предполагают познавательную деятельность всего класса под руководством учителя. При этом класс выполняет общее задание, работает, как правило, в едином темпе.
Фронтально могут быть организованы такие виды занятий, как:
- различные формы работы с текстом (комментированное чтение, коллективное составление планов, опорных конспектов к текстам, пересказам);
- беседа;
- работа с изобразительным рядом (на бумажных и электронных носителях).
Групповая работа активно используется учителями как форма, способствующая развитию у школьников не только познавательных, но и коммуникативных компетенций. Она предполагает функционирование малых групп, работающих как над общими, так и специфическими заданиями.
Индивидуальные формы организации занятий, позволяют полнее учитывать познавательные возможности и интересы обучающихся, например, выполнение различных заданий к занятиям, подготовка разнообразных творческих работ (сообщений, сочинений, проектов и др.).
Основной организационной формой обучения по курсу является урок.
При освоении курса «Основы светской этики» уместны как репродуктивные, так и творческие формы деятельности учащихся:
-репродуктивные формы необходимы для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
-частично-поисковые (эвристические) способствуют развитию интеллектуальных навыков, они необходимы для закрепления знаний и способствует развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
-творческие формы освоения материала курса ОРКСЭ (сочинение, ученическое исследование, проект) способствуют формированию навыков критического мышления, умения ориентироваться в информационном потоке, вырабатывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
-работа с текстом учебника
- комментированное чтение
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.
-работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
-экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
-исследование
-различные виды проектов
-мозговой штурм
- анализ жизненных ситуаций
-игровые технологии
- дискуссии
Формы контроля
Обучение проходит без выставления отметок ,но контроль осуществляется посредством обмена впечатлениями, высказывании своего понимания, рассказом о своих достижениях, презентацией своих промежуточных образовательных результатов
Результатом освоения курса выступают:
1. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.
2. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.
3. Приобретение школьниками опыта социального действия: расширение границ деятельности (группа, класс, школа, окружающий социум), усложнение взаимодействия со взрослыми (учитель, родители, другие взрослые)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое планирование. Всего: 34ч при 1 ч в неделю | |||
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Введение в предмет | 1 | Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них |
Россия — Родина моя | 2 | Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина — Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокорен-ных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов |
Этика и этикет | 2 | Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам |
Вежливость | 2 | Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Добро и зло | 2 | Понятия добро и а/го. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях |
Дружба и порядочность | 2 | Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Честность и искренность | 2 | Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом |
Гордость и гордыня | 2 | Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного |
произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня | |||
Обычаи и обряды русского народа | 2 | Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации |
Терпение и труд | 2 | Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба — важнейший труд школьника | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Семья | 2 | Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету |
Семейные традиции | 2 | Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение |
Сердце матери | 2 | Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье — нераздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану |
Правила твоей жизни | 2 | Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок |
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Праздники народов России | 2 | Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями |
Защитники Отечества | 2 | 23 февраля — День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945—1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, |
в наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет | оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность | ||
Итоговое повторение | 1 | Основные знания и умения по этике и этикету | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") к учебнику Студеникина М. Т. ...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по основам регилиозных культур и светской этики, модуль "Основы светской этики". разработана в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Общая характеристика учебного предмета. 2.Цели и задачи курса. 3.Описание места учеб...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы светской этики" 4 класс
В программе содержаться личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, а также содержательные линии и календарно-тематическое планирование....