Рабочая программа по ОРКиСЭ - ОПК
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Тип Программы: учебная программа.
Вид Программы: рабочая программа учебного курса.
Контингент обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ «Больше-Кочинская СОШ».
Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).
Ведущие принципы построения Программы: наглядности, преемственности, конкретности.
Назначение Программы:
- для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании этнокультурного образования и духовно-нравственного воспитания;
- для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию.
Форма обучения: очная.
Сроки освоения Программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Режим учебных занятий: 1 час в неделю.
Уровень освоения содержания образования: общекультурный.
Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.
Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (проектная работа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ - ОПК | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Больше-Кочинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: | |
Директор МБОУ «Больше-Кочинская СОШ» ________ А.И.Теплоухова «___» __________ 2017 г. |
ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА 4 КЛАССА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Составитель:
Гагарин Василий Иванович,
учитель высшей категории
с. Б-Коча, 2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Тип Программы: учебная программа.
Вид Программы: рабочая программа учебного курса.
Контингент обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ «Больше-Кочинская СОШ».
Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).
Ведущие принципы построения Программы: наглядности, преемственности, конкретности.
Назначение Программы:
- для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании этнокультурного образования и духовно-нравственного воспитания;
- для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию.
Форма обучения: очная.
Сроки освоения Программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Режим учебных занятий: 1 час в неделю.
Уровень освоения содержания образования: общекультурный.
Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.
Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (проектная работа).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание инновационного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);
- «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);
- «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69)
- «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74);
- Учебный план, Годовой календарный учебный график и Расписание учебных занятий МБОУ «Б-Кочинская СОШ» на 2012-2013 учебный год.
Данная рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко и др., М.: ДРОФА, 2012).
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Место комплексного учебного курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю в III – IV четверти в 4 классе и 1 ч. в неделю в I – II четверти в 5 классе. С 1 сентября 2012 года учебный курс будет изучаться в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебно-методический комплекс
При изучении курса «Основы православной культуры» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «ДРОФА», включающий учебник группы авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой «Основы православной культуры». Используется также учебники «Народоведение» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.
В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные (КУ) и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).
В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущий контроля (поурочный устный опрос, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Планируемые результаты обучения по курсу как ступени личностного и коллективного роста учащихся в духовно-нравственном воспитании и развитии личности образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы, учебного занятия | Учебный материал | дата | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | |
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (3 часа) | |||||
Россия — наша Родина. | § 1 | ВУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с символикой – Гербом, Флагом, Гимном РФ, Пермского края | |||
НРК. Парма– наш родной край | доп. лит-ра # 1 | ВУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - ознакомление с историей и культурой родного края | |||
Духовные ценности человечества. Культура. Религии. | § 2 | ВУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | |||
2. Основы православной культуры (28часов) | |||||
Колокола. | § 3 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с колоколом. | |||
Православный храм. | § 4 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с православным храмом. | |||
Как христианство пришло на Русь. Православие. | § 5 | КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны | |||
Жизнь Иисуса Христа. | § 6 | КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны | |||
Библия и Евангелие. Святые Кирилл и Мефодий. | § 7-8 | КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны | |||
О душе. | § 9-10 | КУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Храм. Как вести себя в православном храме. | § 11 | КУ. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - представление о правилах поведения в общественных местах (в т.ч. православном храме) | |||
Внутреннее строение и убранство храма. | § 12 | КУ. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - представление о правилах поведения в православном храме | |||
Православная молитва. | § 13 | КУ. Первоначальное представление о базовых национальных российских ценностях: ценностное отношение к своему национальному языку и культуре | |||
Фреска и икона. | § 14 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с фресками и иконами. | |||
Отличие иконы от картины. | § 15 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с фресками. | |||
Образ Христа в искусстве. | § 16 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с картинами религиозного направления. | |||
Православные традиции и семейные ценности. | § 17 | ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье; -расширение опыта позитивного взаимодействия в семье | |||
Календарный год в православии. | § 18 | ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов | |||
Рождество. Крещение. | § 19 | ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов | |||
Пасха. | § 20 | ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов | |||
НРК. Семейные праздники народов Пермского края. | ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов | ||||
Духовные ценности православия. Чудо. Таинства. | § 21 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Христианские заповеди. Совесть. | § 22 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Любовь к ближнему. | § 23 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Долг и ответственность. | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | ||||
Прощение. | § 24 | КУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Жизнь по заповедям. Доброта. | § 25 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Милосердие. | § 26 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
Трудолюбие. | § 27 | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | |||
НРК. Образцы нравственности в культуре родного края. | ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов | ||||
Монастыри. | § 28-29 | КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с монастырем. | |||
Жизнь современной Православной Церкви. | § 30 | ПОУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны | |||
3. Духовные традиции многонационального народа России (3 часа) | |||||
Любовь и уважение к Отечеству. | ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - государство и мораль гражданина; - патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | ||||
РНК. Любовь и уважение к родному краю | доп. лит-ра | ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - ознакомление с историей и культурой родного края | |||
Итоговый урок. Презентация творческих проектов. | ПОУ. |
Основное содержание курса (34 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Парма – наш родной край.
Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему.
Отношение к труду.
Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к результатам обучения
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения православной культуры;
- историю развития православной культуры в истории России;
- особенности и традиции православной культуры;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь православной культуры;
уметь:
- описывать различные явления православной культуры;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа духовно-нарвственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. – 32 с. – (Работаем по новым стандартам). | Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. \Под ред.Т.Д. Шапошниковой.\ – М.: ДРОФА, 2012. | 1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). 2. Оценка эффективности реализации ОУ программы ДНР и воспитания обучающихся (мониторинг) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....