Рабочая программа по ОРКиСЭ - ОПК
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Гагарин Василий Иванович

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип Программы: учебная программа.

Вид Программы: рабочая программа учебного курса.

Контингент обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ «Больше-Кочинская СОШ».

Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).

Ведущие принципы построения Программы: наглядности, преемственности, конкретности.

Назначение Программы:

-           для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-           для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании этнокультурного образования и духовно-нравственного воспитания;

-           для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию.

Форма обучения: очная.

Сроки освоения Программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю.

Уровень освоения содержания образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (проектная работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОРКСЭ - ОПК157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Больше-Кочинская средняя общеобразовательная школа»

   Утверждаю:

Директор

МБОУ «Больше-Кочинская СОШ»

________ А.И.Теплоухова

«___» __________ 2017 г.

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА 4 КЛАССА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Составитель:

Гагарин Василий Иванович,

учитель высшей категории

с. Б-Коча, 2017


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тип Программы: учебная программа.

Вид Программы: рабочая программа учебного курса.

Контингент обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ «Больше-Кочинская СОШ».

Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).

Ведущие принципы построения Программы: наглядности, преемственности, конкретности.

Назначение Программы:

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании этнокультурного образования и духовно-нравственного воспитания;
  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по этнокультурному образованию и духовно-нравственному воспитанию.

Форма обучения: очная.

Сроки освоения Программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю.

Уровень освоения содержания образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (проектная работа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание инновационного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);
  • «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);
  • «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69)
  • «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74);
  • Учебный план, Годовой календарный учебный график и Расписание учебных занятий МБОУ «Б-Кочинская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко и др., М.: ДРОФА, 2012).


Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель − воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Место комплексного учебного курса в учебном плане

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю в III – IV четверти в 4 классе и 1 ч. в неделю в I – II четверти в 5 классе. С 1 сентября 2012 года учебный курс будет изучаться в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебно-методический комплекс

При изучении курса «Основы православной культуры» в 4 классе используется учебно-методический комплект издательства «ДРОФА», включающий учебник группы авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой «Основы православной культуры». Используется также учебники «Народоведение» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в начальной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные (КУ) и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущий контроля (поурочный устный опрос, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступени личностного и коллективного роста учащихся в духовно-нравственном воспитании и развитии личности образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы, учебного занятия

Учебный материал

дата

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (3 часа)

Россия — наша Родина.

§ 1

ВУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с символикой – Гербом, Флагом, Гимном РФ, Пермского края

НРК. Парма– наш родной край

доп. лит-ра # 1

ВУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ознакомление с историей и культурой родного края

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

§ 2

ВУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

2. Основы православной культуры (28часов)

Колокола.

§ 3

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с колоколом.

Православный храм.

§ 4

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с православным храмом.

Как христианство пришло на Русь. Православие.

§ 5

КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны

Жизнь Иисуса Христа.

§ 6

КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны

Библия и Евангелие. Святые Кирилл и Мефодий.

§ 7-8

КУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны

О душе.

§ 9-10

КУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Храм. Как вести себя в православном храме.

§ 11

КУ. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- представление о правилах поведения в общественных местах (в т.ч. православном храме)

Внутреннее строение и убранство храма.

§ 12

КУ. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- представление о правилах поведения в православном храме

Православная молитва.

§ 13

КУ. Первоначальное представление о базовых национальных российских ценностях: ценностное отношение к своему национальному языку и культуре

Фреска и икона.

§ 14

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с фресками и иконами.

Отличие иконы от картины.

§  15

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с фресками.

Образ Христа в искусстве.

§ 16

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с картинами религиозного направления.

Православные традиции и семейные ценности.

§ 17

ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

-расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

Календарный год в православии.

§ 18

ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов

Рождество. Крещение.

§ 19

ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов

Пасха.

§ 20

ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов

НРК. Семейные праздники народов Пермского края.

ПР. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором. Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов

Духовные ценности православия. Чудо. Таинства.

§ 21

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Христианские заповеди. Совесть.

§ 22

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Любовь к ближнему.

§ 23

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Долг и ответственность.

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Прощение.

§ 24

КУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Жизнь по заповедям. Доброта.

§ 25

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Милосердие.

§ 26

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Трудолюбие.

§ 27

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

НРК. Образцы нравственности в культуре родного края.

ПОУ. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов

Монастыри.

§ 28-29

КУ. Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры России. Ознакомление с монастырем.

Жизнь современной Православной Церкви.

§ 30

ПОУ. Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны

3. Духовные традиции многонационального народа России (3 часа)

Любовь и уважение к Отечеству.

ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- государство и мораль гражданина;

- патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

РНК. Любовь и уважение к родному краю

доп. лит-ра

ПОУ. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- ознакомление с историей и культурой родного края

Итоговый урок. Презентация творческих проектов.

ПОУ.


Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Парма – наш родной край.

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности.

Любовь к ближнему.

Отношение к труду.

Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Православие в России.

Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Праздники.

Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Требования к результатам обучения

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать: 

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения православной культуры;

- историю развития православной культуры в истории России;

- особенности и традиции православной культуры;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь православной культуры;

уметь: 

- описывать различные явления православной культуры;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.


Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа духовно-нарвственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. – 32 с. – (Работаем по новым стандартам). 

Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. \Под ред.Т.Д. Шапошниковой.\ – М.: ДРОФА, 2012.

1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Оценка эффективности реализации ОУ программы ДНР и воспитания обучающихся (мониторинг)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

рабочая программа по ОРКиСЭ

Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....

Рабочая программа по ОРКиСЭ

Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...

Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....