Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы
статья по орксэ (4 класс) на тему
Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_prepodavaniya_predmeta_orkse.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 Труновского муниципального района
|
Доклад на тему:
«Анализ преподавания предмета ОРКСЭ.
Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы)»
Выполнил:
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4
Труновского муниципального района
Трунова Е.Н.
01.11.2016 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада, что сегодня нам с вами представилась такая возможность: поговорить об актуальных проблемах преподавания курса ОРКСЭ. Конечно, проблемы есть у всех, а как иначе. Нет проблем у того, кто не работает, а у работающих их хоть отбавляй. Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.
На основании поручения Президента РФ от 02.08.2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.» в нашей школе была создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для введения курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.
Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер, позволяет воспитывать у учащихся такие качества как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам.
Учебный курс ОРКСЭ является целостной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Одна из идеологических целостностей преподавания курса ОРКСЭ предполагает ориентацию на "портрет выпускника начальной школы".
"Портрет выпускника начальной школы" представляет собой обобщённые личностные качества младшего подростка. Согласно ФГОС второго поколения, выпускник начальной школы:
· любит свой народ, свой край и свою Родину;
· уважает и принимает ценности семьи и общества;
· любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир;
· владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;
· готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
· выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для реализации данных педагогических целей и задач наши учителя Смолина Н.А., Семенихина И.В. и я – Трунова Е.Н., преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации.
В МКОУ СОШ №4 родителями и учениками на протяжении 4 лет выбирался модуль « Основы православной культуры» ( с 2012г. по 2015г.).
В этом году почему то введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско-разьяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым могут обучаться их дети.
В 2016 году родители выбрали модуль «Основы светской этики» (протокол родительского собрания, заявления родителей имеются). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс ОРКСЭ изучается в объеме 34 часов в 4 классе по одному часу в неделю.
В федеральном перечне учебников рекомендовано по каждому модулю несколько авторских учебников. Для ведения курса ОРКСЭ в нашей школе были выбраны следующие учебники:
1. Учебник Кураева А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012. (Программа Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2012)
2.Учебник А.Я.Данилюк «Основы светской этики» 4-5 класс. Изд-во «Просвещение» 2012г.
Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.
Дети с удовольствием посещают занятия и проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся на каждом уроке получают большое количество ценной информации.
Но, тем не менее, я столкнулась с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Хотелось бы иметь под рукой такую книгу, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.
Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки уроков размещенные на интернет- сайтах.
Мною используются различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетая различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно- поисковые, метод самостоятельной работы. Я часто использую работу в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. На каждом уроке использую информационно - коммуникационные технологии (презентации, видеоролики, ) т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается.
Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:
1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;
2) высказаться может каждый;
3) нет неправильных мнений;
4) надо доказать свою точку зрения;
5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.
Сегодня я хочу остановиться на своём опыте, на одном направлении организации дискуссии. Я считаю, что это один из эффективных способов.
Что я наблюдаю на уроке? Дети много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.
Безотметочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.
Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.
В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.
Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы светской этики».
- Для закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.
2. Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.
3. При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.
4.При проверке домашнего задания или при подведении итогов урока предлагаю ребятам самим выбрать задание и рассказать о нём все, что знают. Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям. А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.
5.Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.
Ядро курса ОРКСЭ – взаимодействие с семьёй. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком в курсе ОРКСЭ, имеют огромное значение для последующего развития личности. Сегодня, пожалуй, как и всегда, главная задача учебно-воспитательного процесса была — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников. Для ответа школьнику на вопрос непосредственно связанный с содержанием урока, уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
Мне интересно преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Дети часто задают непростые вопросы. Это заставляет меня самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый.
Например, больших знаний и методических приемов от учителя требует работа с картиной (другим произведением искусства) в курсе ОРКСЭ. Раскрою это на примере работы с фреской Рафаэля "Афинская школа", которую автор учебника по этике иллюстрирует при изучении темы «Что такое светская этика».
1. Время и обстоятельства создания картины, сведения об авторе.
Молодой Рафаэль, ему было только 25 лет, получил заказ папы Римского Юлия II на роспись дворца в Ватикане. Фреска"Афинская школа" создавалась в течение трёх лет (1519 – 1511 гг.), и принесла Рафаэлю мировую славу.
2. Выяснение замысла создания картины, объяснение её названия.
"Живопись является философией",– утверждал великий современник Рафаэля Леонардо да Винчи. Фреска Рафаэля "Афинская школа" подтверждает эту истину. Её основная идея – показать возможность гармонического согласия между разными взглядами и убеждениями. Название "Афинская школа" указывает на то, что философия Древней Греции, сердцевину которой составляет этика, является непреходящей школой духовной культуры человечества.
3. Техника создания и размеры картины.
Фреска – особый жанр живописи: роспись по сырой штукатурке требует большого мастерства и скорости работы мастера, который пишет её на "одном дыхании". Это особенно важно учесть, когда мы изучаем монументальное произведение – такое, как фреска"Афинская школа". Длина её основания составляет 7м 70 см. На ней изображено свыше 50 фигур, в т.ч. основатели этики – Сократ, Платон, Аристотель и их ученики.
4. Создание проблемной ситуации. Выяснение позиции автора.
Среди величайших мудрецов мира Рафаэль изобразил и себя. Он повернул к нам своё прекрасное, трогательно-доверчивое, и одновременно грустное лицо. Что означает его обращение именно к нам? Не желание участвовать в жарком споре мудрейших людей с необходимостью принять чью-то сторону? Или приглашение нас к этому спору?
5. Изучение "говорящих" деталей картины: Войдём в Афинскую школу.
Одна из "говорящих" деталей картины – лестница, означает восхождение человека к духовности, к нравственной жизни. Ступени лестницы символизируют этапы овладения высшей мудростью. На вершине лестницы, в центре картины, стоят Платон и Аристотель. Там же, на вершине, Сократ беседует со своими учениками.
Вопросы по картине:
Как мы узнаём, что перед нами – основоположники этики?
Платон и его ученик Аристотель легко узнаются по книгам, которые они держат в руках. Аристотель держит свою "Этику", Платон – свои знаменитые "Диалоги" о Сократе. Сократ выделяется характерной внешностью (он мало заботился о своём внешнем виде, костюме, причёске) и стремлению затевать философские споры, задавая каверзные вопросы. Сократ добивался того, чтобы человек сам дошёл до смысла ключевых понятий этики – добродетели, справедливости и т.д.
Обратите внимание на жесты рук основоположников этики. О чём говорят эти жесты?
Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи – у Платона они возвышенные и поэтичные, у Аристотеля – практичные и логически обоснованные.Сократ доказывает что-то, загибая пальцы. Он приводит убедительные доказательства своих суждений.
6. Побываем на одном из первых в мире уроков этики, который даёт Сократ.
Прежде всего, выделим то, что нас удивило на картине. Древние греки говорили, удивление – мать познания. Педагогическое мастерство состоит в умении создавать учебные ситуации удивления. Непревзойдённым мастером этого был Сократ. Однако, Рафаэль показывает, что на этот раз юный Ксенофонт не слушает своего учителя. Взгляд его блуждает где-то вдали.
Вопросы и задания по картине:
1) Почему ученик не внемлет своему учителю?
2) Как ведёт себя учитель, видя отсутствие интереса ученика к занятиям?
Ученики не смогут дать ответ сразу, задаю дополнительные вопросы:
· О чём может идти этический диалог Сократа со своими учениками?
· Почему дорога добра всегда нелегка?
3)Сравните костюм учителя и ученика. О чём говорит это различие?
Ксенофонт одет в изысканную, нарядную одежду из дорогой ткани. Видно, что он – выходец из богатой и знатной семьи, и пока ещё гонится за внешним эффектом. Сократ одет в простую одежду: для него главные сокровища – ум и душа человека. Сократ учил о ценности самого человека, призывал, чтобы человек стал хозяином своей судьбы. За свои взгляды Сократ был казнён в 399 г. до н.э. Ксенофонт и Платон, другой великий ученик Сократа, присутствовали при казни. Потрясённые мужеством учителя, они стали его самыми горячими последователями и защитниками.
Ксенофонт в своих трудах о Сократе изложил его учение применительно к обыденной жизни. Он донёс до нас его последние слова: "Каждый человек – как солнце. Только дайте ему светить". В этих словах выражены в сжатом виде основы этики.
Обсудим вместе (эвристическая беседа):
· Как вы понимаете последние слова Сократа?
· Какие основы этики заложены в этих словах Сократа?
В заключении эвристической беседы можно привести несколько этических задач из сочинений Ксенофонта о Сократе. Учащиеся должны составить свой ответ за Сократа. Выслушав ответы учащихся, можно привестит ответ самого Сократа.
Этическая задача 1.
Из разговора Сократа с учителем танцев:
– И мне очень хотелось бы научиться этим танцевальным фигурам, – прибавил Сократ.
– На что же они тебе нужны? – спросил учитель танцев. Не сошел ли ты с ума на старости лет?
– Буду танцевать, клянусь Зевсом.
Тут все засмеялись. А Сократ с очень серьезным лицом сказал ….
Ответ Сократа: "Я хочу укрепить здоровье".
Этическая задача 2. Из разговора Сократа с друзьями.
– Сократ, что же ты не воспитываешь свою жену Ксантиппу, а живешь с женщиной, сварливее которой не было и не будет ни одной на свете?
– Потому, – отвечал Сократ, – что ….
Ответ Сократа: "После того, как я научился переносить её придирки, мне легко иметь дело со всеми другими людьми".
Подводится итог работы учащихся с фреской Рафаэля"Афинская школа" изречениями Сократа, показывая их своим ученикам как жизненное напутствие:
Без дружбы общение между людьми не имеет ценности.
Если слово не выучило, то и палка не поможет.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет вначале самого себя.
Задания подобного типа помогают овладеть символическим языком искусства, и понять, что великие художественные произведения, которые мы изучаем в курсе ОРКСЭ, требуют от нас учителей большой вдумчивости и подготовки.
И если мы увидим в наших детях хоть незначительные изменения в поведении и отношениях друг к другу, значит наш труд - не напрасен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование внутригрупповых отношений как способа социализации детей(из опыта работы)
Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. В данной работе рассматриваются этапы организации групповой работы,условия совместной деятельности,принципы вы...
Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.
В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...
ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)
Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе....
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности....
Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальн...
Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56
Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...