ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)
статья на тему
Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_noo_problemy_i_puti_resheniya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сновицкая СОШ имени С.Н.Белкина»
ФГОС: проблемы и пути решения.
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе которого лежит формирование УУД.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Основное преимущество ФГОС – официальное закрепление системы развивающего обучения, которое до недавних пор было на выбор для учителя и школы.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС Начального Общего Образования нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.(Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6)
Общие проблемы.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;
Системные проблемы.
Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
- Мониторинг сформированности УУД проводить некогда, нет времени на тот объем, который предъявлен разработчиками стандартов. Причем в Стандартах нигде не зафиксировано, что это нужно делать обязательно – на усмотрение учителя!
- Комплексные контрольные работы - никто не спрашивает результатов.
- Внедряемые ВПР на 80-90% состоят из заданий повышенной сложности – и теперь непонятно, что надо делать : отрабатывать определенные навыки или заниматься бесконечным мониторингом и бесконечными проектами, которые отбирают время на уроке.
- Переход на новый УМК (полностью разработанный под ФГОС) – нереально.
- Количество часов по литературному чтению в 4 классе уменьшилось на 1 час, внеклассное чтение отменено.
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников; ( ОРКСЭ - нагрузка на учителя, тетради дорогие и не тиражируются, только в электронном виде, надо распечатывать)
- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, а не быть просто экраном; горячая вода в кабинетах…)
- Посещать уроки коллег – нет времени.
- Психологического сопровождения нет, хотя Стандарты опираются на ключевые идеи развивающего обучения.
- Реализация Стандартов подразумевает включенность в социокультурную инфраструктуру (театры, музеи, библиотеки…). Конкретно в нашей школе – это большая трудность.
Личностные проблемы.
Личностные проблемы связаны с особенностями личности педагога.
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами,
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Мое личное мнение о ФГОС – они действительно развивают и при правильной организации дают хорошие результаты у школьников.
Учитель начальных классов: Успенская М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Бездомные собаки. Проблемы и пути решения".
Цель проекта: изучение влияния бездомных собак на окружающую среду и жизнь людей. Задачи исследования: а)изучить литературу о том, как живут собаки, как взаимодействуют с...
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.
В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...
Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы
Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ....
Из опыта работы учителей начальных классов по теме "ФГОС в действии: проблемы и пути решения"
Опыт работы...
Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальн...
Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56
Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...