Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы
статья

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальной обеспеченности, что также создает неблагоприятные семейные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества»

Теодор Рузвельт

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное. В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной и в современном обществе.

  • Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей.
  • Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.
  • Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания.
  • Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальной обеспеченности, что также создает неблагоприятные семейные отношения.

С целью сплочения детей и родителей провожу совместные родительские собрания, праздники. Родители помогают готовить костюмы, разучивают слова. Общие интересы и дела сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Сейчас, когда высокая доступность информации: через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети. Дети смотрят фильмы, читают журналы ,где идёт пропаганда секса, насилия, преступности. Это особенно важно.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание. А духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка.

Задачей современной школы является формирование патриота, ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с требованиями общества. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности младшего школьника. («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».)

Одним из ведущих направлений внеурочной деятельности в школе занимает патриотическое воспитание. В нашей школе уже стало традицией проводить праздники и концерты, ко дню 23 февраля и 9 мая. Школьники с удовольствием занимаются подготовкой к мероприятиям: делают поздравительные открытки для ветеранов, газеты. Проводится акция «Помоги ветерану» , конкурсы чтецов, классные часы : «Никто не забыт и ничто не забыто…», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам….» . Конкурсы рисунков, посещение музеев. Приглашаются ветераны. Мы ходим к Вечному огню, где дети возлагают цветы, рассказывают о родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне, о родных, которые помогали фронту в тылу. Ребята учатся милосердию, заботе о тех, кому плохо.

Цель школы:

Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
  • воспитание уважения, благодарного отношения к погибшим героям, ветеранам, детям войны.

Способствуют духовно - нравственному воспитанию классные часы о дружбе, правилах общения, здоровом образе жизни. К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным.

Проблемы нравственного воспитания решаются так же с помощью уроков ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению. Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на этих уроках.

Наша школа сотрудничает с библиотекой имени Марка Сергеева. Ведь большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания вносят и библиотеки.

Так как книге принадлежит роль в процессе духовно-нравственного становления личности.

Сотрудничество на основе социального партнерства и патриотическое воспитание в значительной мере способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Пути решения проблемы духовно – нравственного воспитания я считаю, в следующем:

  • проведения конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых данной проблеме;
  • изучения и учёта положительного опыта зарубежных воспитательных программ;
  • разработки и внедрения программ, направленных на социализацию и нравственное воспитание детей;
  • разработки и внедрения новых методик и инновационных технологий воспитания и образования;
  • участия научных работников в разработке и издании программ, методических материалов по вопросам развития нравственности и морали;

Все это должно способствовать общему духовно-нравственному развитию общества.

Только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века.

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса . Из опыта работы учителя начальных классов Семибратченко Т.Н.

Как я прививаю детям духовно-нравственные ценности во 2 классе начальной школы....

Результаты апробации куса Основы православной культуры проблемы и пути их решения. Из опыта работы.

В данной работе указаны результаты введения курса "Основы православной культуры", выявлены плюсы и минусы данного предмета, указаны проблемы, возникающие при обучении детей данной дисциплине и указаны...

ФГОС НОО: проблемы и пути решения.(Из опыта работы)

Представлен опыт реализации ФГОС в нашей школе....

Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы

Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ....

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...