урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Соловьёва Светлана Витальевна

Урок по ОРКСЭ в 4 классе построен методически грамотно с учётом возрастных и психологических особенностей детей и с учётом специфики предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по ОРКСЭ 50.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа» Большенизовцевский филиал

Урок по основам религиозной культуры и светской этики в 4 классе по теме «Милосердие и сострадание»(1 урок)

Соловьёва Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

с. Большенизовцево

2017 год

Тема урока: Милосердие и сострадание.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать представление о милосердии и сострадании.

Задачи: 1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня», «ближний».Способствовать формированию у обучающихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности.

3. Способствовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия- милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания, умеют проявлять внимание, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, ближний, милостыня.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеосюжеты, карточки с пословицами, карточки  для индивидуальной работы, толковый словарь  С.И. Ожегова и др., учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры и светской этики».

Ход  урока:

I.Организационный этап. 

- Мы сегодня с вами на уроке опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы нам их легко было открывать, нам нужно:

- хорошее настроение

- знания и умения

- верные друзья

- ответы полные давайте

- и на уроке не зевайте.

II.Актуализация знаний. 

а) Прослушивание песни-притчи «Окно» С. Копыловой.

- А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы  Копыловой и подумать о её смысле. Что такое притча? (Притча- краткий поучительный рассказ.)

б) Беседа по притче.

- Кто из больных, по-вашему мнению, нарушил заповеди? (Тот, кто лежал у стены.)

- Какую? (Не завидуй.)

- К чему это привело? (К смерти другого человека.)

- Как можно назвать поступок больного, который не видел? (Добрым, милосердным.)

- Чего не хватило человеку, который не помог умирающему? (Сострадания.)

III. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О милосердии и сострадании.)

- Сформулируйте тему урока.

- Верно. Тема урока «Милосердие и сострадание». Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чём проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете:

Кого называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям.

- Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию и состраданию.)

- Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.)

IV.«Открытие» нового знания.

- Одной из главных заповедей Иисуса Христа, данных в Нагорной проповеди, была заповедь о милосердии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» .

В евангельском повествовании мы находим целый перечень дел милосердия, совершение которых необходимо для христианина: накорми алчущего, напои жаждущего, одень нагого, прими странника, посети больного и узника. Об этом говорит Иисус Христос людям: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

        Многие святые разъясняли христианам, как необходимо совершать дела милосердия: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал – упавшего и разбившегося; веселый – унывающего; наслаждающийся счастьем –утомленного несчастьями», – говорит святитель Григорий Богослов.

1. Исследовательская работа.

а)- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова.

-Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».
-Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». Называем.

– Милый . Кто милый? Значит, «милый» - это приятный?

-С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)
-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».Слово «сердце». Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста. Когда мы так говорим?( Когда за кого-то переживаем.)
-Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!» Улыбнитесь друг другу!

б) Работа со статьями из различных толковых словарей. Работа в группе.(Обучающиеся работают )

-Изучите, пожалуйста, статьи из разных толковых словарей и сделайте вывод, что означает слово «милосердие» и как вы его понимаете?

( В толковом словаре  В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.

Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Толковый словарь Дмитриева

Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.

Современный толковый словарь: Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.)

- Как понимаете слова?

- Что общего?  

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

 - Что их объединяет? (Приставка со-)  Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? (Любовь)

- Верно. Молодцы! Любовь. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным.

2. Притча «О добром самарянине» - просмотр. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии, и сказал: «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей?

- Как вы думаете, что сказал Иисус Христос?

- Он сказал: «Люби ближнего как самого себя».И тогда ему задали вопрос : «А кто мой ближний?»

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. А вы знаете, кто такой самарянин?

-А кто ближний? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей. Просмотр притчи.

Беседа по притче.

- Кто же такой добрый самарянин? (Незнакомец. Чужак , который пришёл на помощь.)

- А кто ближний? (Тот, кто нуждается в твоей помощи.)

- Что же означает притча?

Работа по учебнику.

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43(читают от слов «Притча Христа означает..»).

- Только ли людям можно помочь в беде? (Нет. Животным, растениям, природе.)

3. Притча «Про кота»

-Послушайте ещё одну притчу в исполнении С.Копыловой.

-Чему учит эта притча? (Любви к животным.)

- А о каком пороке рассказывает эта притча? Как люди поступали с котом? (жестокость.)

- Кто из вас проявлял милосердие к природе, животным? И в чём?

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться? (да.)

- А что для этого нужно? (Совершать добрые дела)

Физминутка.

- Предлагаю поиграть в игру «добрые дела».Для этого нужно передавать друг другу сердечко и называть добрые дела, которые совершали.(Дети выходят, становятся в круг.) Выигрывает тот, кто назовёт больше добрых дел. Молодцы! Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным, милосердным.

- Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным- значит жить в радости. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаём добра другим, тем больше получаем его.

4. Рассказ о сестрах милосердия

- Посмотрите на доску. Кто эти женщины на фотографии?

- Как их называют?

- Существует такое словосочетание- «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.

Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров . Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи. Есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью, сегодня традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинскую обитель, основанная Елизаветой Федоровной существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

5. Беседа. Понятие «Милостыня»

- Одно из дел милосердия- милостыня.

-А как вы себе представляете, что такое милостыня? (Ответы обучающихся.) Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние.»

 - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

-Какие чувства вы испытывали? (Радость.) Да, друзья мои, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. Христос говорил : «Всякому просящему у тебя- дай.» А святой Дорофей пояснял…(зачитываю с.44)

Самостоятельная работа с учебником.

- Прочитайте  абзац, что о милостыни говорил великий русский историк В.О.Ключевский с. 45.

- Как описывал милостыню В.О.Ключевский?

-Как понимаете выражение «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается»?

- Прочитайте последний абзац. О ком идёт речь?

-Закончите  предложение.
Одно из дел милосердия – … (милостыня)
Милостыня – это встреча … (двух рук)
В конце XVI в. в Муроме жила …(святая Ульяна)
Она помогала всей округе тем …(что шила бедным одежду)
Ульяна стала просить себе … (больше еды)
На самом деле святая тайком …(раздавала еду бедным)
Хлеб святая стала печь из …(коры деревьев)

V. Закрепление.

 Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

- Народ сложил много пословиц и поговорок о добрых делах и поступках. Давайте вспомним некоторые из них. У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них.

Добро помни , …         а зло забывай.

Доброе дело…              два века живёт.

Добрый человек …       добру и учит.

- Читаем, что получилось. Спасибо. Молодцы!

Работа с карточкой:

- Подчеркните добрые дела.

- Думать о родителях.

- Радоваться неудачам ближнего.

- Стремиться быть богатым.

- Утешить плачущего.

- Подать милостыню.

- Помогать ближним.

- Завидовать.

- Сделать кормушку для птиц.

- Обижаться.

-«ПОКА ЖИВЁШЬ - ТВОРИ ДОБРО. ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА- СПАСЕНИЕ ДУШИ»- так гласит народная мудрость.

«Дорога милосердия»

- Давайте мы с вами «построим» «Дорогу милосердия» (приложение 2). Посмотрите на доску и скажите: какие христианские добродетели должен воспитывать в себе каждый человек, чтобы быть милосердным? Назовите на каждую букву слово.

V.  Подведение  итогов. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги.

- О чём мы с вами сегодня говорили? Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели? Над чем заставил задуматься этот урок?

- Закрасьте звёздочку в тетради одним из цветов. (Диагностика)

VI. Д/з

- Домашнее задание:

1.Опросить  родителей, какие милосердные поступки  они совершали в детстве.

2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

3. Прочитать с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

А завершить урок я бы хотела такими словами

Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.   - Спасибо за урок!
 

лесенка «Дорога милосердия»(приложение 2)

                                                                        С_______________

                                                                М_______________

                                                        Л_______________

                                                Д_______________

                                        Ч_______________

                                М_______________

                        В_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

Урок 12 Милосердие и сострадание

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...