1.Организационный момент. -Доброе утро! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Скажем хором «Доброе утро». Садитесь, пожалуйста. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Читает учитель: (Слайд 2) Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо - светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер с листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - это все вокруг … (природа) -Что такое природа? - Приведите примеры неживой природы. -Приведите примеры живой природы. Учитель: Христиане верят, что у природы есть свой Творец. И этот творец, создатель - Бог. Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший хозяин? (заботливым, мудрым и др.) - Всегда ли к окружающей природе заботливо относится современный человек? -Приведите примеры губительного воздействия человека на природу. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) -А для чего нужно бережно относиться к природе? (ответы детей) -Давайте проверим вашу гипотезу. Откройте учебник на странице 84,прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь. (Слайд 3) -Что мы должны узнать на уроке? (Что делает человека выше природы? Какую ответственность несёт человек за сохранение природы?) -Для чего нужна эта тема? (ответы детей) -Сегодня мы поговорим о том, какое место занимает природа в жизни христиан и каково место человека в природе, какая ответственность лежит на плечах человека, чтобы этот прекрасный мир радовал многие поколения людей. 3. Актуализация знаний. Учитель: Ребята! Мы знаем, что человек- часть живой природы, но он имеет те отличительные черты, которые делают его выше природы. Вам дается задание: на доске найти слова, которые относятся к понятию «Человек». ( На карточках написаны слова: «Сила», «Совесть», «Умение маскироваться», «Свобода», «Разум», «Быстрота реакции», «Ответственность».) Дети на доске выполняют задание (разум, свобода, совесть, ответственность) - Как вы понимаете, что такое ответственность? - От какого слова оно образовалось? - Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться -Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? (ответы детей) - А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью. - Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.) -Бог отдал ответственность за землю людям. Вот и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми. Учитель: Ребята, как вы думаете, всегда ли человек ведет себя ответственно по отнотношению к природе? Пожалуйста, прокомментируйте то, что вы видите на сласлайде. Нравится ли вам то, что сделал человек с природой? (Слайд 4) Что такое экологическая проблема? Какие примеры экологической проблемы вы можете привести? (ответы детей) К сожалению, многие люди решили, что надо трудиться только ради выгоды и удоудобства для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе тот самый замзамечательный неповторимый храм природы. Труд людей привел к отравлению плапланеты. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. 4.Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. 4.1.Учитель: прочитайте самостоятельно статью на странице 84-85 и в парах подготовьте ответы на вопросы (Слайд 5) 4.2.Беседа по содержанию прочитанного материала. На слайде: - Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»?
- Что говорит о необходимости познания законов природы М.В.Ломоносов?
- С какой надеждой Бог вручил нам мир?
- Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на Земле?
- В чем заключается ответственность человека за мир?
Учитель: Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории. Сейчас мы прочитаем библейскую историю из рубрики «Это интересно» на странице учебника 85.(Слайд 6). – Скажите, пожалуйста, почему Бог принял решение наказать человечество? (Человек стал бессердечным, злым, жестоким). – Подумайте, почему была выбрана такая форма наказания как потоп? (Стремительно текущая вода снесет все на своем пути. Никому не удастся спастись во время такого наводнения). – Прочитайте в легенде предложение, подтверждающее ваши слова. «…Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли…» – Вот как данный фрагмент изобразил И. Айвазовский (репродукция картины «Всемирный потоп»). Всмотритесь в образы, в цветовую гамму. Какие чувства возникают? (Слайд 7) ( Страх, ужас, боль потери) – Обратите внимание, каким маленьким показан человек, едва различимые фигуры, зато какая огромная скала и все поглощающая вода. Почему? Природа наказывает человека за жадность и безумства. Наказывает, чтобы не разрасталась злоба, безразличие, разрушение. Человек несет ответственность за свои поступки перед природой. 5.Физкультминутка «Вот мы деревце сажали». (слайд 8). Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. Вырос тоненький росток Он и строен, и высок, И другие распустились, Дружно так зашевелились. Налетел веселый ветер И раскачивает ветки. - Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных. (Слайд 9). Приведите свои примеры, когда вы помогли беззащитным животным. Мы в трудные минуты обращаемся к Богу с молитвой. Как вы думаете, можно ли молиться о животном? (Слайды 10, 11). Ответ священника Александра Ильяшенко: Домашние животные - помощники человека. Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем. - Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. (Рассказывает подготовленный ученик)(Слайд12). СВЯТОЙ ВЛАСИЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЗВЕРЕЙ В древней Руси покровителем домашних животных считался святой Власий. Ему молились, если вдруг заболеет лошадь или заблудится теленок. Почему же именно к нему обращались русские крестьяне за помощью? А вот почему… В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители города Севастии упросили своего епископа святого Власия покинуть город, чтобы скрыться от преследований и мучений. Св. Власий послушался любящих его людей и поселился на горе Аргеос, окруженной лесами, в которых было много зверей. Дикие звери часто приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать… лизали святому руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них руки. Однажды слуги императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных. Причем львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им: — Убегайте скорее, а то охотники убьют вас! Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец. — Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушаются тебя? — Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Враги веры изгнали меня из города. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа… Много лет прожил в изгнании святой Власий. Все эти годы он молился за людей — и за своих обидчиков тоже. И все эти годы к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью. - Первичное закрепление. Работа в группах по мини-проекту. Защита проекта.
-Сейчас я предлагаю выполнить творческое задание в группах. Защищать проект будете всей группой, поэтому заранее распределяйте обязанности. Группа 1. Составьте правила поведения человека в окружающей нас природе. Группа 2. Нарисуйте знаки, которые показывают, что нельзя делать в лесу. Группа 3. Придумайте мероприятия по озеленению территории школы летом.
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания. Урок 26, стр.84-85, ответить на вопросы. (Слайд13). Разноуровневые задания: 1.Подготовить рассказ о домашних животных и ваших обязанностях перед ними. 2.У кого нет домашнего питомца, подберите загадки и стихи о домашних животных 8. Подведение итогов. Рефлексия. Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе? (ответы детей) Учитель: Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению. Давайте подведём итоги. Продолжите предложение: Я на уроке узнал…Мне было интересно… Я теперь знаю…. -Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением. И все вместе споём песню «Чудесный дом». Я вашей работой на уроке очень довольна. (Слайд 14). Чудесный дом Вот какой чудесный дом, Много есть соседей в нём. Только кто его построил? Кто порядок в нём устроил? Так старательно, умело Кто людей, зверюшек сделал? Кто посеял в нём цветочки? Кто деревьям дал листочки? Кто всё так устроить мог? Ну, конечно, только Бог! Вот какой чудесный дом, Много есть соседей в нём. Только кто его построил? Кто порядок в нём устроил? В реки кто воды налил? Кто в них рыбок поселил? За весной послал к нам лето? Кто же, кто придумал это? Кто всё так устроить мог? Ну, конечно, только Бог! |