Технологическая карта урока "Отношение христианина к природе"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Вадавая Елена Николаевна

      Тема урока – «Отношение христианина к природе», разработана  по  учебнику  Кураев А.В. «Основы религиозных культур  и светской этики» (Модуль    «Основы православной культуры» 4 класс), урок 26.  

     На уроке дети  узнают, что делает человека выше природы, что такое христианское милосердие, какую ответственность несет человек за сохранение природы. Задачи: познакомиться с христианскими представлениями о Боге, как Творце мира; понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе.

      Акцент делается на выполнение совместных познавательных действий в группах, которые подводят детей к ответу на вопросы «Как мы можем помочь природе? Какие правила поведения в природе мы должны соблюдать?» Используются различные виды работы: КТД, индивидуальная, групповая, игровая.  Ребята работают с  учебником,  словарями,  рассматривают  примеры из жизненных ситуаций.

    Авторская презентация, подготовленная учителем, выступает в роли навигатора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otnoshenie_hristianina_k_prirode.docx765.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс  «ОРКСЭ» модуль «Основы православной культуры»

Класс: 4, урок 26

Тема. Отношение христианина к природе

Цель: выяснить, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

    Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формировать  ценностные ориентиры, способность принимать самостоятельно решения, выдвигать предположения,  оценивать правильность выполнения действий, доказывать свою точку зрения.

    Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  формировать основы оптимистического восприятия мира, умение слушать, слышать и понимать партнера, совместно планировать действия.

     Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: расширить представление детей об отношении христианина к природе, учить различать обывательское отношение к природе и ответственное,  формировать  ответственность человека за свои поступки.

Технология: проблемное обучение.

  Формы работы: игровая, индивидуальная, групповая.

   Оборудование урока:  компьютер, проектор, экран, авторская презентация, раздаточный материал, магнитная доска.

Технологическая карта урока

                                     ( Класс разделен на три группы)

3

Этапы

Урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Оргмомент

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь, это ж просто:

Лучик солнца - это вам!

Слайд 2

Эмоциональный настрой на урок, приветствие друг друга

К: эмоционально -позитивное отношение к  процессу обучения

2.Постановка учебной проблемы

Христиане верят, что у мира есть Творец. Вспомним, как Бог создавал Землю. Слайд 3

 - Посмотрите, какая красота вокруг! Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим эту красоту. Но какие мировые проблемы остры сейчас, которые угрожают жизни на земле? (Проблема войны и мира, COVIDа, экологические проблемы)

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

- Ребята, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Правильно. Сегодня мы будем вести разговор об отношении христианина к природе. А о чем мы еще  узнаем? (На доске  пейзажи живописной природы, карточки со  словами: ответственность за мир, экология, христианское милосердие).   А главное, попытаемся  ответить  на вопросы:  Какую ответственность несет человек за сохранение природы? Что МЫ должны делать для сохранения нашей планеты? Задачи сегодняшнего урока Слайд 4

Дети выдвигают предположения.

Дети формулируют тему, проблему урока, настраиваются  на работу

Р:самостоятельное выделение и формулирование познавательной проблемы

К: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

П: формирование основ оптимистического восприятия мира

Л: формирование осознания ответственности человека за природу

3.Погруже ние в проблему

3.1. Кластер

 

3.2.Работа над понятием «экология»

3.3. Работа с учебником.

3.4. Словарная работа в группах

 М.В. Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги - КНИГУ ПРИРОДЫ И БИБЛИЮ.

Какие слова можно подобрать к слову «ПРИРОДА», которую нам создал Творец. ( «Кластер-Ассоциативное поле») (Приложение 1)

Развитие науки и познание мира -это доброе дело для православного христианина. Но, к сожалению, в последнее столетие человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира.  Посмотрите, к чему это привело. (Слайд 5). Некоторые уголки планеты превратились в помойку.     Обратимся к урокам  окружающего мира. Что это за наука «Экология»?  (Это наука, которая изучает отношения человека и природы). С какими экологическими проблемами столкнулось человечество? («Озоновые дыры», вырубка лесов, вытаптывание, загрязнение почвы, воздуха, водоемов).

- Чем опасна нефть? (Слайд 6)

Посмотрите на сроки разложения мусора. Стеклянные и пластиковые предметы, например, переживут наших внуков. (Слайд 7)

Люди перестали видеть в природе храм Божий. Однажды мир уже пострадал из-за человека. Вспомним библейскую историю о Всемирном потопе. Сначала выясним значение слова «Ковчег». Каждая группа зачитывает свое определение на карточках, подготовленное заранее, решает, какое значение слова «ковчег»  больше подходит для данного определения. (Слайд 8)

Дети зачитывают ее в рубрике «Это интересно» с. 127 учебника, рассматривают картину              И.К. Айвазовского «Всемирный потоп», с. 126 учебника. (Слайд 9) 

Дети коллективно создают кластер.

Ребята воспринимают материал

Ученики перечисляют глобальные экологические проблемы (связь с уроками окружающего мира)

Дети работают с учебником, над репродукцией картины.

Словарная работа

1. Ковчег – ветхое судно, корабль, а также старая повозка

2. В   церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов

3. По библейскому сказанию: судно, в котором Ной во время потопа спас парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на Земле.

Л:  развитие ответственного уважительного отношения к природе

Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

П: осуществлять анализ, осознать глубину экологической катастрофы

К: формулировать собственное мнение  

Р: развивать умение работать с произведениями искусства

П: ребята узнают происхождение поговорки «Каждой твари по паре»

Р: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

П: усвоение библейских историй

4

 

5

4.Физкульт

минутка

 Сейчас отдохнём.

Всей дружной семьей встаем вместе с солнышком на веселую зарядку!

Слайд 10

Ребята выполняют физкультминутку в сопровождении музыки

К: эмоционально -позитивное отношение к  процессу обучения

5.Поиск решения проблемы

5.1.Продолжи предложение

5.2. Поисковое чтение

5.3. Рассказы детей из собственной жизни

5.4.Работа в группах

5.5. Чтение и обсуждение притчи

5.6. Творческая работа в группах

  Бог выше человека, а человек выше природы, потому…

Почему? Ответьте, пожалуйста, поработав с учебником. (с. 127)

Поисковое чтение (потому что у человека есть разум, совесть, свобода и ответственность за мир)

Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии вошла в русскую речь поговорка «Блажен, иже и скоты милует».

Расскажите, какие домашние животные у Вас есть, как Вы за ними следите. (2-3 слова)

Теперь мы узнаем, как святые относились к животным. Вы в группах подготовили сообщения (Приложение 2)

1 группа – Серафим Саровский (Слайд 11)

2 группа – Сергий Радонежский (Слайд 12)

3 группа - старец Герасим (Слайд 13)

(Приложение  № 2)

Природа для христианина – родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, мусор, бездумно уничтожать цветы, деревья. Такое поведение порождает привычку безразличия. Нужно ответственно относиться к природным богатствам. (Ответственность, по словарю Ожегова, необходимость, обязанность кому-нибудь отдавать отчет в своих действиях, поступках)

Послушайте притчу.

Притча о морских звездах.

Вывод: каждый должен ответственно относиться к охране природы. Пусть это будет маленькая частица - уборка мусора, посадка деревьев, цветов. Но главное - не равнодушие. (Слайд 14,15)

Поработаем в группах. Повторим правила работы (Слайд 16) Сейчас в группах одни дети будут создавать запрещающие знаки» поведения в природе (например, «Не рвите цветы!», «Не разоряйте гнезда!», «Не бросайте мусор!», «Не шумите!» и т.д. Помним, что запрещающие знаки в красном кружке), а другая половина - составит предложения по бережному отношению к природе. Результаты - Приложение 3.

Проверка результатов работы

   Нельзя сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев - это грех.

  На Земле существует единое братство всего живого – людей, зверей, рыб, птиц, бабочек, букашек, растений. Все Мы, пусть и в разной мере, - дети ОДНОГО НЕБЕСНОГО ОТЦА.

Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Так давайте же все вместе это делать. Каждый - в силу своих возможностей.

Работа с информацией

Дети знакомят одноклассников  с сообщениями

Дети рассказывают, основываясь на жизненный опыт

Ученики отчитываются о результатах работы, подготовленных дома

Восприятие притчи

Работа в группах

Отчет о работе

Подведение итога работы детей

П: усвоение библейских истин

К: грамотное построение сообщения

Р: умение действовать по образцу и заданному правилу

П: усвоение поговорки из Библии «Блажен человек, который и животных милует»

К:  умение логически правильно передавать свои мысли,  строить небольшой рассказ

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Л: развитие  этических норм поведения

П: усвоение правил поведения на природе

Р: формировать умение использовать знания из жизни

Л: формировать ценностные ориентиры, мышление

Р: формировать умение воспринимать информацию

К: умение слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

К: грамотное построение своих высказываний

6.Решение

проблемы

 Сделаем выводы.

Природа дает возможность дышать свежим воздухом и наслаждаться красотой. Природа дает человеку ощущение свободы. Природа создана Богом и дает ощущение счастья.

Христианин несет ответственность за окружающий мир. Он призван строить отношения с окружающим миром на основах добра, милосердия, уважения, то есть по - Божески.  (Слайд 17)

Устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации,

отвечают  на проблемные вопросы

Л: расширение  познавательного  кругозора

К: умение поддерживать беседу по заданной теме

7. Рефлексия

Микрофон

Природа для нас – кладовая с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах  разные животные -  будем охранять наши леса, степи, поля, животных.  Рыбе -вода, птице -воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна голубая планета.

Из урока я для себя вынес(ла)…

Я решил(а)…

Мне понравилось работать в группе, потому что…

На уроке хорошо работал…

Выражают свое отношение к материалу урока, форме проведения

К: грамотное построение своих высказываний

Домашнее задание

Дома вы прочитаете урок 26 в учебнике и  напишите мини сочинение о Вашем любимом уголке природы. Кто хочет-может изобразить его.

Дети записывают творческое  задание

 

Прогнозируемый результат:

  1. ребята уяснят, что человека делает выше природы;
  2. дети усвоят понятия «христианское отношение к природе», «экология», «милосердное отношение к животным»;
  3. будут учиться работать над решением проблемных вопросов, используя различный  материал;
  4. будут продолжать учиться работать в группах;
  5. продолжат развивать умение прислушиваться к мнению партнера, умение анализировать, делать выводы;
  6. продолжат формировать ответственность за общий результат деятельности в группе.

Приложение №  1 к этапу

урока 3.1. Кластер

https://cloud.prezentacii.org/18/12/108112/images/screen6.jpg

Приложение № 2 к этапу

урока 5.4. Работа в группах

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Преподобный Сера

       

Старец Серафим услышал её голос, ударил легонько медведя и махнул ему рукой.

 

img11

https://static.tildacdn.com/tild3061-6636-4266-a263-623264326431/__7_.jpg

Приложение №  3 к этапу

урока 5.2. Работа в группах.

     1 группа «Как бороться с мусором?»

  1. Мусор выбрасывать только в отведенные для этого места.

  2. Внедрение малоотходных технологий и производств.
  3. Применение современных технологий по утилизации бытовых и промышленных отходов (стекла, пластика, лампочек).
  4. Выявление и ликвидация несанкционированных (непредусмотренных) свалок отходов.

  1. группа «Как бороться с загрязнением воздуха?»
  1. Строительство новых объездных дорог для вывода транзитного автомобильного транспорта из черты города.
  2. Устанавливать очистительные сооружения для уменьшения вредного воздействия промышленных предприятий.
  3. Усовершенствование технологий производств, которые приведут к минимизации выброса вредных газов в атмосферу (электромобили, газообразные виды топлива)
  4. Садить растения, деревья

  1. Группа «Как бороться с загрязнением воды?»
  1. Ликвидация основных источников загрязнения окружающей среды (свалки около воды, промышленные отходы).
  2. Устанавливать на предприятиях очистные сооружения для воды.
  3. Осторожно использовать нефтепродукты, чтобы не загрязнять воду, воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта классного часа "Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области"

Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области» Класс: 2 Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и ...

Технологическая карта урока окружающий мир "Природа России" по теме "У Черного моря"

Материал поможет учителю построить урок согласно требованиям ФГОС....

2 класс. Технологическая карта по теме: "Краски природы в наряде русской красавицы"

Цели деятельности учителя:расширить представление о русском народном костюме женщины;выполнить орнамент в русском народном стиле. Планируемые результаты:Личностные:понимание значения русского нар...

Технологическая карта по предмету "Мир природы и человека" Профилактика травм головного мозга

Предмет: Мир природы и человекаКласс: 4Тема урока: Профилактика травм головного мозгаТип урока: урок нового знанияПланируемые  результаты:Предметные: уметь объяснять мир: называть окружающие пред...

технологическая карта факультатива "Наш дом природа" по теме "Города-Герои"

На уроке ребята познакомятся с городами-Героями, какие города удостоены звания  "Город-Герой", будут работать с текстами, находить информацию...

Технологическая карта урока и презентация "Природа-волшебные двери к добру и доверию"

Вашему вниманию предлагаетсятехнологическая карта урока и презентация по ОРКСЭ. Тема "Природа -волшебные  двери к добру и доверию"....