Урок "Отношение христианина в природе"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель данного урока познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 28.41 КБ |
zadaniya.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»
Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26
Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.
Задачи:- освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, христианского представления о сотворении природы, об отношении святых к природе, животному миру;- осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи;- сосредоточение внимания учащихся на возможности личного участия в решении экологических проблем.
Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- доска;
-учебник;
Технологическая карта урока .
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация | Проверяет готовность класса к уроку Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!” Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – “Благости!” Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – “ Радости!” Удач, успехов и везенья! Всем в этом классе Прекраснейшего настроения. С таких прекрасных слов-пожеланий мне хочется начать наш урок. | Организуют рабочее место | Регулятивные УУД |
2 | Актуализация | Слайд № 1 «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» (чей это совет???) — это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе двадцатого столетия и требующих единения людей разных национальностей и разных вероисповеданий. Какая это проблема? Что происходит с природой? Теперь давайте поразмышляем. 1. Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере с разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной суете мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь. | Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков. .Отвечают на вопросы учителя. Экология Она разрушается | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли |
3 | Выявление места и причины (постановка проблемы) | Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? На доске помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д. Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет. Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить? Подводит к точной теме урока: Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе. На доске слайд презентации с темой урока. | Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После появления иллюстраций испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе. Вопрос: Чем будем заниматься на уроке? Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (дети отвечают) Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью. Слайд 4. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью. Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. За кого??? Слайд 5,6 Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных. Давайте вспомним высказывание Маленького принца о животных… «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? И от кого? .У вас на столе лежат рабочие листы, вы сейчас будите работать в парах . Вам нужно составить схему за кого мы несем ответственность. Слайд 7. Родной дом. Дом, где вы живете с родителями – ваш дом. Но можете ли вы начать все дома ломать или выбрасывать? (дети отвечают) Нет. Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно. Слайд 8. Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете. Слайд 9. Земля – наш дом. Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. Слайд 10,11. И перед другими людьми. Слайд 12 | Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.) Задание1. Ближних, животных, растения, природу и т.п. В первую очередь от самих себя – не разрушать. | Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. |
5 | Решение учебной задачи. | Работа по учебнику, с.84-85 Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Слайд 13 Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию.Что вложил Бог в эти книги мы узнаем из учебника на стр 84. Слайд 14. ( В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.) К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Слайд 15 Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом». | 1.Осмысливают услышанное и увиденное 2. Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь. 3.Читают тексты, анализируют по предложенному плану, делают выводы. 4.Учавствуют в общем анализе. 5.Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух текстов. Выводы записывают на доску. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. |
6 | Физминутка | Три стихии | Просматривают физминутку. | |
9 | Включение в систему знаний | Слайд 16. Обратите внимание на экран перед вами расположены три овала. Нужно их распределить один над другим. Вставит в них слова: «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Бог-человек-природа. Почему мы расположили так овалы найдите доказательство в учебнике на с.85 и выполните задание № 2 в рабочем листе. Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Слайд 17. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Но все так добры к животным и окружающему миру. Слайд № 18.(Ноев ковчег). Однажды мир пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей. ( Просмотр видео) Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу? Что мы должны делать что бы сохранить наши природные ресурсы? Нужно экономно использовать природные ресурсы. Слайд № 19 Задание. Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе зелёным карандашом, а неправильное - красным. Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца. | Индивидуальная работа. Задание 2 Задание 3 | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. |
10 | Рефлексия | -Как вы считаете, экономное потребление вещей с вашей стороны будет ли считаться бережным отношением к окружающему миру? (дети отвечают) Экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства. - В чём может заключаться ваше участие в деле охраны и бережного отношения к природе? Составьте в группе памятки о бережном отношении к природе. Слайд 20. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист учащихся _________________________________
Задание №1.
Ответственность.
Задание №2.
Вставьте пропущенные слова.
Бог выше человека, а человек выше ________ . Человек выше природы, потому что у него есть _________________________
_______________________________. У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за _______. Для христианина вся природа – это ________________
________________ .
Задание №3.
Подчеркните , в чём проявляется правильное отношение к природе зелёным карандашом, а неправильное - красным.
Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К конспекту урока прилагается презентация....
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...
Отношение христианина к природе
Презентация к открытому уроку по основам православной культуры....
Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс
Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....
Конспект урока "Отношение христианина к природе"
Урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"...
Конспект урока ОПК "Отношение христианина к природе"
В конспекте представлен материал к уроку, используя разные формы работы с учащимися. В процессе урока раскрывается смысл правильного отношения к природе человека....
План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".
Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается взаимосвязь ...