Конспект урока "Отношение христианина к природе"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коспект урока "Отношение христианина к природе" с презентацией и приложениями | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Черепанова Т.Л., учитель начальных классов
МКОУ «Федоровская СОШ», Тосненский район,
Ленинградская область
Российская Федерация
Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
187021, Ленинградская область, Тосненский район, д. Федоровское, ул. Почтовая, д.1, тел/факс 8(813)6165373
E-mail: school_fedor@tsn.lokos.net; fedorovskaischool@yandex.ru
Открытый урок по курсу
«Основы религиозной культуры и светской этике»
Тема «Отношение христианина к природе»
Урок разработала: Черепанова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
2013 год
Урок 26. Тема: «Отношение христианина к природе»Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.
Задачи урока:
- Освоение христианского представления о сотворении мира, понимание служения природе как творению Божиему.
- Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира.
- Развитие коммуникативных умений учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- моделировать самостоятельные высказывания;
- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организовывать рабочее место;
- осуществлять контроль выполненных действий;
- оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- ориентироваться в материале учебника;
- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
- формировать личную ответственность за сохранение природы;
- уметь работать в группе.
Ключевые понятия: природа, ответственность, экология, милосердие.
Оборудование:
- Медиапроектор;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- предметы для группировки (камень, перышко, веточка, бумага, пробка, гвоздик);
- учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Поздороваться с гостями, проверить готовность к уроку)
Слайд 1. Заставка.
2. Актуализация знаний.
- У вас на парте лежат предметы. Рассмотрите их и распределите их на 2 группы.
-Какие группы получились? Объясните. (объекты природы и предметы, сделанные руками человека).
- Вспомните, пожалуйста, определение, что такое природа. (Природа – это все то, что не создано руками человека)
- А кто создал природу с точки зрения православных христиан? ( Природа создана Богом-Творцом)
- А кто ещё был создан Творцом? (Человек)
3. Постановка темы урока.
-Посмотрите фильм и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Фильм «Задумайтесь!»
-Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и мыслями от просмотренного фильма.
-Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Действительно мы сегодня на уроке с вами будем говорить об отношении христианина к природе и выясним, что такое ответственность за сохранение природы.
Слайд 2. «Отношение христианина к природе».
4. Работа по теме урока:
1) Сотворение мира
Слайд 3. «Сотворение мира».
- Знаете ли вы, за сколько дней Бог сотворил мир? (за шесть дней)
-Давайте послушаем, в какой день и что сотворил Бог. Об этом рассказано в Ветхом завете. Только надо понимать, что «день» в этой легенде не равняется суткам. Каждый день – это длительный период в 1000, а может быть и в 500 лет.
Рассказ учителя и подготовленных детей о сотворении мира в сопровождении слайдов.
Слайд 4. Учитель. Ничто не возникает само по себе. Окружающий нас мир, полный гармонии и красоты, свидетельствует о своем великом и мудром Творце.
Слайд 5. День первый. И сказал Бог: да будет свет. И появился свет. И увидел Бог, что свет хорош. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью.
Слайд 6. День второй. И создал Бог свод, и отделил воду под сводом от воды над сводом. И стало так. И назвал Бог свод небом.
Слайд 7. День третий. И назвал Бог сушу землею, а воду под небом морями. И произвела земля зелень: травы, дающие семена, и деревья, приносящие свои плоды с семенами.
Слайд 8. День четвертый. И создал Бог два великих светила и звезды. И поместил их Бог на небосводе.
Слайд 9. День пятый. И сотворил Бог рыб и разных водных пресмыкающихся. И сотворил Бог птиц.
Слайд 10. День шестой. И создал Бог диких зверей разных видов, и скот, и всех мелких животных. И сотворил Бог человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину сотворил Он.
Слайд 11. Учитель. И увидел Бог всё, что Он создал, и что всё это очень хорошо. Бог поручил людям беречь и возделывать сотворённую Им землю.
2) Работа над схемой «Бог, человек, природа»
- Природа, человек, Бог… Они крепко связаны между собой с точки зрения православных христиан? Давайте подумаем об этом.
Слайд 12. «Природа, человек, Бог»
-Выполните в карточках задание 1.
Задание 1 в группах: Составьте схему из слов «природа», «Бог», «человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому или чему служит? Аргументируйте свой ответ. (Ответы детей)
Слайд 13. Схема (проверка)
-Бог отдал ответственность за землю людям. А что такое ответственность? Давайте об этом поговорим.
3) Работа над понятием «Ответственность».
Слайд 14. «Ответственность».
- Как вы понимаете, что такое ответственность?
- От какого слова оно образовалось?
- Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться». И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.
-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ?
- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.
- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.)
Слайд 15.
- Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.
Всех не обогреешь, не прокормишь…
Не спасешь и не укроешь от беды…
Что ж, логично… только на секунду
Вдруг представь, что эта кроха – ты…
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными.
Слайд 16. Святые и животные.
- Прочитайте и выполните задание 2. (Работа в группе)
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.
- Кого из святых Вы узнали на картинках?
-А есть ли у вас дома животные, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом.
4) Работа над понятием «дом».
Слайд 17. «Родной дом»
- Это хорошо, что вы несете ответственность за своих питомцев. А ещё каждый человек должен нести ответственность за свой родной дом. Скажите, можете ли вы самовольно начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать?
- Нет. Почему?
- Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно.
Слайд 18.
-Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.
Слайд 19. Земля – наш дом.
-Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.
*Физминутка*
Руки вверх и потянитесь.
Вправо, влево наклонитесь,
Влево, вправо повернитесь,
Руки шире разведите,
Себя крепко обнимите,
Раза 3 , друзья, присядьте,
И на место тихо сядьте.
4) Работа с учебником.
Слайд 20
А) – Прочитайте название статьи.
- Рассмотрите иллюстрации на развороте?
- Прочитайте слова, которые выделены жирным шрифтом. Почему это сделано?
Б) Выполните задание 3.Самостоятельное чтение статьи (Учебник стр.84-85).
В) Анализ текста.
1. О каких книгах М.В. Ломоносов говорил, что они написаны Богом? Прочитайте.
Слайд 21. Библия и книга природы.
2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? Прочитайте. (щелчок – проверка).
3. Почему христиане считают, что человек выше природы? Прочитайте.
4. Как с точки зрения христиан, человек должен относиться к природе?
5. Какое другое название вы могли бы дать этому тексту?
- А сейчас посмотрите мультфильм и подумайте о чем он?
Слайд 22. Мультфильм.
- О чем мультфильм?
- Знакомо ли вам понятие «Экологический кризис». Что вы об этом знаете?
Слайд 23. «Экологический кризис»
«Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.
«Кризис» – это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". И человек и окружающий мир – это Божье творение. Следовательно, экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы.
- Найдите в тексте объяснение, почему стало возможным наступление экологического кризиса?
- Православные христиане считают, что однажды Бог наказал людей за их грехи. Об этом рассказано в Ветхом завете.
Слайд 24. Всемирный потоп.
Библейская история (читает учитель)
Однажды Бог решил наказать людей за их грехи потопом. Он спас только одну семью – семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей на помощь, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Ему помогала только его семья. Ной заполнил свой ковчег животными. Он брал каждой твари по паре, чтобы они смогли продолжить свой род. Кроме того Ной собрал семена многих растений, чтобы спасти их от исчезновения. И начался всемирный потоп. Сорок дней шел сильный дождь. Вода смыла все живое с лица земли… Причиной же катастрофы были бездумные поступки людей.
Анализ текста
- Как же Бог наказал людей за их грехи?
-Что помогло Ною и его семье спастись?
Слайд 25. Сохранение природы
- Человек может сделать много добрых дел, которые помогут сохранить природу. Но он, к сожалению, совершает и много злых поступков, которые губят окружающий мир.
-Выполните задание 4. (1и2 группы – написать 2-3 ответственных поступков людей по отношению к природе; 3 и 4 группы – 2-3 злых, безответственных поступков)
*Проверка знаний (тест)
Рефлексия:
-Вспомните тему урока.
- Каким же должно быть отношение людей к природе?
- Выполните задание 5 . Составьте синквейн на тему «ответственность».
Слайд 26. Синквейн.
- Давайте прочитаем, что получилось.
- Оцените свою работу в группах с помощью смайликов.
Домашнее задание: тест, кроссворд.
Приложение 1.
Технологическая карта урока «Отношение христиан к природе»
№ | Этапы урока | Деятельность учителя. Вопросы и задания. | время |
I. | Подготовительная часть | ||
1 | Организационный момент | Поздороваться. Поприветствовать гостей. | 1 м |
2 | Актуализация знаний | Распределить предметы на 2 группы. -Что такое природа? - Кто создал природу по мнению православных христиан? - Кого ещё создал Бог – Творец? | 2м |
3 | Подготовка к определению темы урока | - Посмотрите фильм и попробуйте определить тему урока. Просмотр фильма - Поделитесь чувствами и мыслями от просмотренного фильма. | 2м |
4 | Постановка темы урока | - Что же мы будем обсуждать сегодня на уроке? Учитель уточняет тему урока: «Отношение христианина к природе». | 1м |
II. | Основная часть урока. | ||
А) | «Сотворение мира» | Рассказ учителя и подготовленных учеников. Ничто не возникает само по себе. Окружающий нас мир, полный гармонии и красоты, свидетельствует о своем великом и мудром Творце. | 2 м |
Б) | Схема «Бог, человек, природа» | - Выполните задание 1 в карточках. Составьте схему из слов ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, БОГ так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому или чему служит. - Объясните свой ответ. | 2 м |
В) | Работа над понятием «ответственность» | - Что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? - От какого слова оно образовалось? - Перед кем человек несет ответственность? - За кого или за что человек может нести ответственность? | |
В1. Ответственность за животных | Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных. Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. - Выполните задание 2. Соотнесите текст с картинками на слайде «Православные святые и животные» и назовите имена святых. - А есть ли у вас домашние питомцы, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом. | ||
В2. Ответственность за свой дом | -Можете ли вы в своем доме начать самостоятельно все переделывать, ломать или выбрасывать? Почему нет? | ||
В3. Ответственность за планету. | Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми. | ||
Г) | Физминутка | -И так, мы выяснили, что православные христиане считают, что люди должны ответственно относиться к природе, а ещё они должны ответственно относиться своему здоровью, поэтому прежде, чем приступить к работе с учебником, давайте отдохнём. | |
III. | Работа с учебником | ||
А) | Первичное знакомство со статьей. | - Прочитайте название статьи. -Рассмотрите иллюстрации на развороте. - Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом. - Почему это сделано? | |
Б) | Чтение статьи. | - Прочитайте статью и найдите в ней ответы на вопросы, которые даны в карточке. | |
В) | Анализ текста | 1. О каких книгах М.В. Ломоносов говорил, что они написаны Богом? Прочитайте. 2. Что Бог вложил в Библию, а что книгу природы? Прочитайте. 3. Почему христиане считают, что человек выше природы? Прочитайте. 4. Как с точки зрения христиан, человек должен относиться к природе? 5. Как по-другому можно озаглавить этот текст? | |
Г) | Работа над понятием «экологический кризис» | Просмотр мультфильма. - О чем этот мультфильм? - Знакомо ли вам понятие «Экологический кризис». Что вы об этом знаете? - Найдите в тексте объяснение, почему стало возможным наступление экологического кризиса? | |
Д) | «Всемирный потоп» | Рассказ со слайда «Всемирный потоп» - Как же Бог наказал людей за их грехи! - Как вы думаете, что помогло Ною и его семье выжить? | |
IV | Рефлексия | ||
- Вспомните тему урока. - Как же с точки зрения православия христианин должен относиться к природе? - Поделитесь своим личным мнением о том, как же человек должен относиться к природе. - Выполнить задание 3. (Ответственные и безответственные поступки) - Проверим задание. - Тест (дополнительное задание на тот случай, если останется время). - Выполните задание 4 - составьте синквейн на тему «Ответственность» - Оцените с помощью смайликов работу своей группы. | |||
V. | Домашнее задание | Разгадать электронный кроссворд в «Дневнике. ру». |
Приложение 2.
Карточка ученика __________________________________________.
Задание 1. Составьте схему из слов.
Задание 2. Прочитай текст и соотнеси его с картинками на слайде.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский (№ картинки_____) накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский (№ картинки_____) вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.
Задание 3. Прочитайте текст в учебнике и найдите ответы на вопросы:
1. О каких книгах М.В. Ломоносов говорил, что они написаны Богом? Прочитайте.
2. Что Бог вложил в Библию, а что в «Книгу природы»? Прочитайте.
3. Почему христиане считают, что человек выше природы? Прочитайте.
4. Как с точки зрения христиан, человек должен относиться к природе?
5. Какое другое название можно дать этому тексту?
Задание 4. Напишите 2-3 примера безответственного отношения человека к природе.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5. Составить синквейн на тему «Ответственность».
1строчка - __________________________________________
2 строчка - __________________________________________
3 строчка - ___________________________________________
4 строчка - ___________________________________________
5 строчка - ______________________
Приложение 3.
Тест по теме
«Отношение христианина к природе»
- Как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе?
- Если человек будет походить на бога, вся природа сама будет подчиняться ему.
- Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен стремиться подчинить этот мир себе.
- Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.
- Должен ли быть человек ответственным за окружающий мир?
- Нет, потому что человек должен жить отдельно от природы.
- Нет, потому что человек должен брать от природы всё, что только можно, а ответственность за мир будет мешать ему
- Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен выполнять этот завет.
- Как человек должен относиться к природе?
- Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту.
- Потребительски, т.е. брать от природы все, что она дает.
- С любовью. Не только сохранять красоту природы, но и стараться облагородить её.
- Почему человека называют «венцом творения»?
- Потому что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, как самое разумное существо, и поставил человека над всем живым на земле. Бог завершил, т.е. увенчал им творение мира.
- Потому что, подобно венцу, человек должен возвышаться над всем миром, и мир должен быть порабощён человеком.
- Потому что человек, как самое главное творение, имеет венец. И цель жизни каждого человека этот венец найти.
Приложение 3.
Христианское отношение к природе
- Разгадай кроссворд
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | 2 | 6 | ||||||||||||||||
4 | 1 | 5 | 3 | |||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.
По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой.
- Впиши буквы, обозначенные цифрами, в лепестки цветка и узнай, что он хочет тебе сказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".
Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К конспекту урока прилагается презентация....
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"
Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...
Отношение христианина к природе
Презентация к открытому уроку по основам православной культуры....
Тезисы к уроку№ 26 курса ОРКСЭ "Отношение христианина к природе" 4 класс
Основные положения,которые должны быть рассмотрены в ходе урока....
Конспект урока ОПК "Отношение христианина к природе"
В конспекте представлен материал к уроку, используя разные формы работы с учащимися. В процессе урока раскрывается смысл правильного отношения к природе человека....
План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".
Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается взаимосвязь ...
План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Отношение христианина к природе»
• Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26• Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы пр...