Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."
план-конспект урока (4 класс) по теме

Серебрякова Анна Дмитриевна

Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах;  воспитывает положительное отношение к нравственным поступкам;  доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, другой культуре, другой вере; неравнодушное отношение к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОМРиСЭ                                                   Серебрякова А.Д.

                                                   МКОУ «СОШ № 2 ст.Преградная»

Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой.

Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, воздаяния.

Цели урока: формировать знания о понятиях «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах;

развивать  познавательный интерес к предмету,  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли,  логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу,

 творческие способности детей;

воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам; доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, другой культуре, другой вере; неравнодушное отношение к  окружающему миру.

Оборудование:  мультимедийная презентация ,компьютер, проектор, учебник  « Основы православной культуры»,  учебник « Основы исламской культуры», тексты произведений художественной литературы,  иллюстрации, фотографии, раздаточный материал (таблицы для заполнения при выполнении творческого задания на уроке и таблицы для выполнения творческой работы дома).

Ход урока.

1. Организационный момент.

 

Учитель.

-Прозвенел   звонок.

Начинаем наш  урок.

Потому что в классе дети

Знать желают все на свете!

2. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я хочу пересказать вам сказку Валентины Осеевой, которая называется «Добрая хозяюшка». Будьте внимательны, потому что вы должны будете ответить на такой вопрос: почему убежал щенок?

                           Добрая хозяюшка.

     Жила-была девочка. И был у нее петушок. По утрам петушок пел для девочки:

      -Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!

Девочка кормила из рук петушка крошками, а потом обменяла его на соседскую курочку. Курочке она  гладила  перышки, поила водичкой, пшеном угощала. А потом обменяла  девочка курочку на соседскую уточку. Ходили они вместе на речку купаться. Уточка говорила девочке:

      -Тась–тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!

Увидала девочка соседского щеночка и обменяла его на уточку.

Гладит она щеночка и говорит:

        -Был у меня петушок- я за него курочку взяла, была курочка -я ее за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла. Услышал это щенок, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.

        -Почему  убежал щенок от девочки? Можно ли назвать девочку доброй?

 

(Ответы детей).

-Почему же Валентина Осеева назвала сказку  «Добрая хозяюшка»?

( Ответы  детей.)

 - Автор говорит о девочке с иронией.

- Писательница хотела, чтобы читатели задумались: действительно ли девочка добрая?

3. Объявление темы урока.

- Тема добра и зла- одна из важнейших тем, над которой размышляет человечество на протяжении всей его истории . Что такое «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» ?

СЛАЙД №1 с записанной темой урока.

-Живя в нашей прекрасной, замечательной  многонациональной республике, мы тоже задаем себе эти вопросы и сегодня на уроке попытаемся на них ответить.

 

СЛАЙДЫ № 2-7 « Наша Родина-КЧР»

 

4. Введение в тему урока.

-А  в чем, ребята, вы видите духовное богатство народов нашей республики?

Выберите правильный ответ теста.

СЛАЙД №8  ТЕСТ.

(Из предложенных вариантов дети выбирают правильный ответ:

- В духовных традициях народов республики.)

-А что такое « духовные традиции народа?»

-Обычаи, праздники, народное творчество, традиционная вера.

-Понятия добра и зла являются традиционными в культурах народов?

(Да).

5. Работа над новой темой.

а) Добро и зло. Добро и зло в христианской и исламской культуре.

Уч-ль : - Как вы понимаете, что такое «добро»? Приведите пример из жизни. ( Дети приводят примеры)

- И в православной, и в  исламской  религиозных   культурах  есть синонимы слова «добро».

Можете ли вы назвать их?    

(милосердие, сострадание)

 -А что такое «зло»? Приведите примеры.

(Дети приводят примеры)

б)  Понятие греха.

-В религиозных культурах христиан и мусульман есть также и синоним  слову «зло»

Знаете ли вы его?

(Грех)

-Что помогает человеку различать добро и зло?

(- Совесть)

- Как вам помогает совесть не совершать плохие поступки?

(Ответы детей)

-Как вы думаете, вера в Бога , в Аллаха помогает человеку различать добро и зло?

- А как помогает вера , или религия, различать добро и зло , мы узнаем, когда ответим на

вопрос

теста : « Что  дает религия человеку?»

СЛАЙД №» 9.Тест « Что дает религия человеку?»

( Из  предложенных  трех  вариантов ответа  на экране  дети выбирают правильный.

- Нравственные  ориентиры,  понятия  добра,  морали. )

- Нужна ли религия человеку?  Ведь в обществе и так существуют нормы морали, законы.

( -В обществе  критерии добра и зла могут меняться, в религиях мира  они остаются неизменными).

-Давайте выясним, что говорится  о добре в православной религии, в исламской  религии.

.

г) Работа с учебными пособиями. Чтение отрывков.

«Основы православной культуры»

Стр. 36. Чтение отрывка.

Уч-ль : - Прочитайте, что говорится о добре и зле  в православии.

«Основы исламской культуры»

Стр25. Чтение отрывка.

-Прочитайте, что говорится о добре  в исламе.

Уч-ль: -Сейчас мы узнаем, что говорится в исламской религиозной культуре об отношении к своим врагам.

Стр. 56 учебника. Чтение отрывка.

Уч-ль:- А кто знает заповедь в христианской религии, в которой говорится об отношении к врагам?

- Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую.

Уч-ль:-Как вы понимаете эти слова?

- Нельзя отвечать злом на зло.

Уч-ль: - Различаются ли в православии и в исламе понятия добра и зла? (Нет)

            -Противоречат ли заповеди ( в православии) и хадисы (в исламе)  общечеловеческим нормам морали? ( Нет)

д) Раскаяние.

Если человек совершил проступок, а совесть не дает ему покоя и он осознает свою вину, хочет исправить ошибку, можно ли сказать, что он раскаялся?

 

- Давайте пройдем тест и узнаем, как надо относиться к человеку, который раскаялся.

СЛАЙД№10.

( Из предложенных вариантов ответов дети выбирают правильный:

-  Любить в каждом человеке то хорошее и светлое, что в нем есть и осуждать его плохие поступки.

 

е) Притча «О блудном сыне»

 СЛАЙД№ 11. Изображение репродукции картины Н.Лосева

 «Возвращение блудного сына»

  Уч- ль:- Перед вами репродукция картины Н.Лосева «Возвращение блудного сына»

В христианской религии есть притча( поучительная история) , которая называется

             

                                  Притча о блудном сыне.

       У одного человека было два сына. Старший сын был послушным и трудолюбивым. А младший был ленивым и непослушным. Выросли сыновья .И вот пришел младший сын к отцу с просьбой  выделить ему его часть наследства, хочет он жить отдельно  и по своему разумению. Выполнил отец его просьбу и стал он вести разгульную жизнь, решив, что денег у него много и надо пожить весело. Прошло время, деньги у него кончились, друзья, с которыми он весело проводил время, исчезли, и понял он , что только отец любил его и желал ему добра. Осознал он свои ошибки и решил вернуться к отцу и просить его о прощении. Отец, увидев и выслушав сына, возрадовался, велел зарезать теленка и устроить пир . В это время вернулся с поля , где он работал с другими людьми, старший сын. Узнав, что случилось, он спросил с обидой  у отца, почему  в честь  него отец даже козленка никогда не зарезал, а в честь  непослушного младшего сына зарезал теленка и устроил пир. Отец ответил, что  младший сын  был  для него  мертвым, а теперь он видит, что сын его возродился.

 -Как вы понимаете слова отца?

( Была мертва душа сына, когда он вел разгульную жизнь и не хотел трудиться и жить по совести, и душа его возродилась, когда он раскаялся.)

-Можно ли сказать, что духовная радость, которую испытали  раскаявшийся и получивший прощение сын и отец, сумевший простить сына, есть воздаяние, то есть награда им?

ж) Воздаяние.

Слайд№12

Тест  «Когда человек может испытать  « духовную радость»?

( Из предложенных вариантов ответов дети выбирают правильный )

- Когда он помогает другим людям.

-Можно ли сказать, что радость , которую испытывает человек, помогающий другим, это и есть « воздаяние»?

-А можно ли сказать, что добро, которое возвращается к нам , когда  мы совершаем добрые поступки, есть  воздаяние?

-Каким  другим словом можно назвать слово «воздаяние»?

(Награда).

-Что в православии и в исламе считается воздаянием  человеку, закончившему земную жизнь?

( -Человек, честно проживший свою жизнь, попадет в рай.)

6 .Закрепление изученных понятий.

 а) Работа в группах (4 группы).

 1 задание (отдельное для каждой группы).

1 группа приводит примеры добрых поступков героев  произведений художественной литературы.

2 группа выполняет задание « Найди половинку»:  восстанавливает тексты  пословиц о добре и объясняет смысл этих пословиц.

      Делай другим добро - будешь сам без беды.

      Добро наживай, а худо изживай.

      Живи добрее, будешь всем милее.

       Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

       За доброго человека сто рук.

       Добро поощряй, а зло порицай.

3 группа читает басню  Л.Н.Толстого «Белка и волк», называет мораль  басни.

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить :

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы , белки, так веселы.  Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

 Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

-Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

4 группа комментирует  фотографии.

СЛАЙДЫ №13-16.

б) 2 задание (творческое, для всех групп). Запишите как можно больше слов, которые можно отнести к доброму человеку.

(  Хороший,  отзывчивый, светлый , приходящий  на помощь, замечательный, чудесный, заботливый, великолепный, прекрасный, благородный, внимательный, участливый, неравнодушный, сострадающий,  милосердный, сердечный, мягкий, человек с  золотым сердцем  и т.д.)

 Подведение итогов работы.

7.  Выступление уч-ся .Чтение  наизусть  стихотворения Павла Груздева «На Бога надежда».

                            На Бога надежда.

                  Молись, надейся и трудись,

                  Работы тяжкой не страшись.

                  Верь: кто добра достичь желает,

                  Тому Всевышний помогает.

               

                   Найдешь ли трудности в ученье,

                   Иль  позже в жизни затрудненья, -

                   На Божью помощь положись,

                   Молись, надейся и трудись.

 8.  Итог урока.

-Как вы считаете, к чему должен стремиться человек - накапливать материальные богатства или строить свою жизнь так, чтобы совесть его была чиста?

-Что вы решили для себя после нашего урока, какие черты характера будете развивать в себе?

(Доброту, трудолюбие, честность).

9. Домашнее задание - творческая работа.

-Заполните таблицу с тремя заданиями. Выскажите свое мнение и узнайте мнение ваших близких.

1.О добром человеке ты скажешь, что он…

2.О злом человеке ты скажешь, что он…

3. Каким человеком ты хочешь стать и почему?

      Использованные источники и литература.

1.Учебное пособие «Основы православной культуры».

2. Электронное приложение к учебному пособию « Основы православной культуры».

3. Учебное пособие «Основы исламской культуры».

4.Электронное приложение к учебному пособию «Основы исламской культуры».

5.В.Осеева. Добрая хозяюшка.

6.Библейская притча « О блудном сыне».

7.Л.Н.Толстой. Басня «Белка и волк».

8.Пословицы и поговорки русского народа.

9. Стихотворение П. Груздева « На Бога надежда».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...