Урок ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кузнецова Галина Николаевна

Урок ОРКСЭ 4 класс по теме:"Зачем творить добро?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redaktsiyazachem_tvorit_dobro.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Тема урока: «ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО?»

Структура сценарного плана урока

Цели:

Предметные: создание  условий для понимания значения терминов «добро и зло»

Метапредметные: приобретение опыта коммуникативной деятельности работа в группах, умение создавать свой текст самостоятельно, собирать информацию

Личностные (формируемые УУД): развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование потребности совершать добрые поступки, сознательно добровольно повседневно.  

- образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами “добро”, “зло”; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;

- развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;

- воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

Задачи:

 1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; формировать потребность совершать добрые дела;

2) развивать и коррегировать  связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах;   коррекция и развитие коммуникативных способностей детей;  коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;

 3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.

Планируемые результаты

  • обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
  • умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
  •  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
  • умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Ключевые понятия добро, зло,  скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

Задачи урока:

- донести до учащихся понимание важности добрых поступков;

- на примере жизнеописания библейских героев разъяснить понятия добра, добрых поступков и дел;

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;

-помочь осознать добро как подражание христианской жертве;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

        Оборудование урока: учебник, мультимедиа проектор, цветные карандаши и ручки, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Орг. Момент. Мотивация.

- Прозвенел звонок,  мы начинаем наш урок.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

- У вас хорошее настроение? Что можно сказать о человеке, когда у него хорошее настроение? (Человек счастлив)

2. Проверка д/з. Объяснение заповедей по выбору.

- На предыдущем уроке мы с вами тоже говорили о счастливых людях. Но только называли их другим словом, словом из Библии. Вспомните, каким? (счастливый – блаженный)

- Над какой темой работали? (заповеди блаженства)

- Какие заповеди вы запомнили? Объясните их смысл. (ответы детей) (на слайде появляются заповеди блаженства и дети объясняют их: блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем)

- Человек, имеющий настоящую веру, всегда сильнее, он может вынести любые испытания, данные ему свыше.  Вот как об этом говорил замечательный актёр Иннокентий Смоктуновский.

- Прочтите об этом в рубрике «Это интересно» с.66

- Какие главные слова вы можете выделить в прочитанном? ( Я, может, и жив только потому, что верую в Господа…)

3. Актуализация знаний. Чтение стихотворения «Доброта» (наизусть учеником)

- Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно?  Последнее слово вам поможет узнать тему нашего урока.

-Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. ДОБРОТА.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово доброта? (милосердие, сострадание, нежность, забота, помощь, жалость, великодушие)

4. Определение темы и постановка целей урока.

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, назовите тему урока? (О добре) (На слайде тема «Зачем творить добро?»

- На какие вопросы  нам необходимо будет ответить? (Легко ли делать добро?, Зачем творить добро? Всегда ли добро побеждает зло?)

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Чего в мире больше добра или зла? Над этими вопросами веками размышляют люди.

Если взвесить все зло и добро на планете,

Что потянет сильней, чего больше на свете?

Лишь Господь один знает на это ответ,

Зло-   в мире есть, но добро – это свет!

- Как вы думаете, можно взвесить добро и зло? А как это сделать?

- Перед вами весы. У меня в руках черные капельки, которые обозначают плохие, злые поступки и дела . Назовите, какие . (злость, зависть, война, убийство, ложь, предательство, сквернословие)…при каждом слове кладется на весы черная капелька

- Посмотрите, как перевесила чаша со злом. Значит в мире больше зла? (Нет)

- Что нам теперь делать?

5. Актуализация знаний.

-О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с «Золотым правилом этики». Кто помнит эти важные слова? (Слайд: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» слова на доске.

6. Погружение в тему урока.

А) слушание и анализ стихотворения «Вишня»

- Послушайте стихотворение «Вишня», которое написал Михаил Васильевич Исаковский (видео)

- Где посадил старик вишню? Зачем? (для красоты, для отдыха, чтобы люди вспомнили о нем)?

- Чем симпатичен ему его герой? (Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное)

- А как вы оцениваете поступок пожилого  человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?

- О чем нам говорит это стихотворение, назовите главную мысль.? (О том, как мы должны поступать с ближними, думать не о себе , а о других).

-  А можно ли назвать поступок старика добрым? Почему он так поступил? (он сделал это бескорыстно, поступил как истинный христианин)

- Вы хотели бы быть похожими в своих поступках на этого человека? Как называют, если человек хочет быть на кого-то похожим? (подражать)

-Одна из причин, почему люди делают добро в том, что в своих поступках христианин стремится подражать Христу. ( На доске слова : стремимся подражать Христу)

б) чтение текста в учебнике

- Сейчас мы прочитаем фрагмент из Нового Завета про апостола Петра, ближайшего ученика Иисуса Христа, который трижды отрекся от своего учителя, а потом покаялся, то есть осознал свой поступок.

- Прочитаем об этом в тексте учебника (стр.68 – 69)

в.) анализ текста

- Почему Петр решил покинуть Рим? (Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство)

- Какие чувства  испытал Петр, когда встретил Христа?  (страх перед возможностью снова совершить предательство)

- Как вы считаете, Петр правильно поступил?  

- Как вы поняли, что значит подражать Христу? (меньше думать о себе, делать добро другим)

- Какая же первая причина у христиан творить добро?   (Благодарность за подвиг Христа)

- Что такое самоотверженность? (не думать о себе, думать о других)

- История хранит немало таких примеров. Может быть вы вспомните и назовете их. (Беслан, Вов, пожарники, военные)…

- Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

-Имена каких святых вам  известны? (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, блаженная Матрона, эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро).

Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

- Ребята, подумайте, можем ли мы что-то противопоставить злу и положить на вторую чашу весов? (добро, бескорыстие, самоотверженность) кладем на чащу белые капельки

г) Работа в группах.

Группа №1

  1. Прочитайте притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Ответьте на вопросы:

О каких двух волках идет речь?

Как вы понимаете слова старика?

Какой вывод можно сделать?

Группа №2

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, предательство, месть, борьба за свободу, хвастовство, ложь, предательство, защита слабого, ссора  с мамой, нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь, зависть, жадность, эгоизм.

Приведите свои примеры.

Добро

Зло

Группа №3 составьте пословицы из двух частей.

-О добрых делах и поступках издавна складывались пословицы, поговорки, крылатые фразы. - Поработайте в группах и составьте пословицы о добре. (Пословицы разрезаны на две части, дети составляют их)

1.Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и  железные ворота открывает.

4. Худо тому, кто добра не делает никому.

5. Добрые слова лучше мягкого пирога.

6. Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

д) Проверка работы групп.
Группы отчитываются о выполненной работе.

е) Работа с текстом.

- Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными.

-В разделе «Это интересно» мы узнаем, как закончилась жизнь апостола Петра.(стр. 69 первый абзац, чтение учащимися)

- Осознал ли Петр свою вину? (Да)

- Какого святого еще почитали на Руси? (Св.Андрея) Какое отношение имеет  наша школа к имени святого Андрея? (школа морская, учатся кадеты-моряки)

- Ребята, имя какого героя носит наша школа? (имя героя русско-японской войны А.С.Сергеева)

- Какой подвиг он совершил? (затопил свой корабль, чтобы не сдавать его врагу)

-  А его подвиг можно назвать самоотверженным?  ( да можно)

Физкультминутка «Делайте добро»

Дети встают в круг, кидают друг другу мяч, называя добрый поступок.

(помог маме, донёс сумку, накормил птиц, поднял мусор, подарил подарок, защитил слабого, убрал в столовой, объяснил другу задачу)

7. Закрепление

- Как вы думаете, ребята,  хорошие качества  сразу рождаются в человеке  развитыми и совершенными? (их нужно    растить и развивать в течение всей жизни)

 - Милосердие и доброта подвигают нас на добро делание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. (На доске). Творить добро – значит жить в радости.

- Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

- Правильно, такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

- Ребята, значит какие добрые слова, поступки  мы положим на чашу весов.

- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели? (На слайде черная точка)

-   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

- Давайте еще раз ответим на вопрос: зачем творить добро? (по опорам на доске)

9. Итог урока. Рефлексия.

- Почему-то в наше время доброта утратила свою силу,  порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу, не понимаем   чужую боль и страдания.

- Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькая капелька добра. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, напишите  их на обратной стороне капелек и положите  их на чашу весов с “добром”.

 (Дети подходят по одному к весам, кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-  Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Вернемся к началу нашего урока.

- Посмотрите на весы. Добро всегда побеждает зло! Спешите делать добро!

- Давайте попробуем составить  синквейн о добре и зле. Вам помогут опорные слова.…(работа в парах)

- Прочтите, что у вас получилось.

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой «Творите, люди, на Земле добро»


Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!

10. Инструктаж домашнего задания (по выбору)        

  1. Прочитать и объяснить притчу о дикаре стр. 69
  2. Нарисовать Андреевский флаг и рассказать о нём

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...