Кейс – урок «Ценности рода и семьи»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"
Авторы: Р.Н Бунеев. Д.Д.Данилов. И.И.Кремлёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-_urok_tsennosti_roda_i_semi.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Ромодановская СОШ №1»
Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Светская этика.
Кейс – урок «Ценности рода и семьи»
Выполнила: Мартасова С. В.
МБОУ « Ромодановская СОШ №1»,
учитель начальных классов
Ромоданово 2017
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Класс: 4-й класс
Программа: Школа 2100
Авторы: Р.Н Бунеев. Д.Д.Данилов. И.И.Кремлёва.
Урок 9.
Тема: Ценности рода и семьи.
Цели урока:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.
Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
2-я линия развития личности:
Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Ход урока:
- Организационный момент.
Улыбнись себе и другим.
Научись любить.
Радуйся успеху.
Не бойся ошибок, помни –
В классе тебе помогут
2.Актуализация знаний.
- Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках? ( Любовь, доброта, милосердие и т. д.)
- Какие качества вы бы хотели видеть в человеке, живущем рядом с вами? Почему?
-Что вы можете предложить в ответ человеку, живущему рядом с вами?
-А как вы понимаете слова «люди, живущие рядом»? (Члены семьи, соседи, друзья, окружающие и т.д. )
- Попробуйте разгадать ребус «7 Я». и определить тему сегодняшнего урока.
– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.
– Почему это ценность, как вы думаете? А кого называют семьёй?
– А что такое род?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.
– Как можно одним словом назвать людей на картинке?
– Какое событие здесь показано? Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? Как вы считаете, нужны ли людям традиции?
– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.
– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?
– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)
– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)
– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?
– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.
Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?»
– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.
Почему надо уважать семейные традиции?
– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.
- Организация работы с кейсами.
Для решения проблемы. Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа: поможет нам ответит на вопрос «Как появилась семья?»
2 группа: «Зачем семье нужны традиции?»
3 группа: «Что даёт человеку семья?».
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
4. Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилова Основы духовно-нравственной культуры народов России.- М, «БАЛАСС» 2015.Стр. 43.
Источник №2:
Что может быть семьи дороже? Тараданова Дарья
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
http://www.stihi.ru/2010/07/10/5997
Источник №3:
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит.
Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ».
А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
- И подумав, добавил: "И мира тоже".
/http://happyschool.ru/publ/pritchi/pritchi_o_ljubvi/ljubov_proshhenie_terpenie/185-1-0-11250
Источник № 4:
Загадки.
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
- Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Источник № 5:
В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/
Кейс №2.
Источник №1: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилова Основы духовно-нравственной культуры народов России.- М, «БАЛАСС» 2015.Стр. 44.
Мой дом – моя крепость. Эта поговорка, как нельзя лучше отображает важность семейных традиций и крепких семейных отношений. Именно они создают особую атмосферу в доме, превращают дом в тихую гавань посреди шального, изменяющегося мира. Дети вырастают, улетают из гнезда, но возвращаются домой, в родительскую семью, потому что знают, там будет так, как было в детстве. Ведь семейные традиции и обычаи не меняются.
Какими же были семейные традиции и обычаи наших предков? Первое, о чем стоит сказать, это распределение ролей в семье. На протяжении столетий главой семьи оставался муж. Он принимал самые важные решения, был кормильцем и неоспоримым авторитетом для жены и детей. Женщина была матерью и хранительницей очага, к ней относились с уважением, муж доверял ей воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Хотя о полном равноправии мужчины и женщины говорить в те времена не приходилось. Детям семейные традиции предписывали послушание, родители, в особенности отец, были для них абсолютным авторитетом.
Очень важным объединяющим фактором в традиционных семьях было совместное ведение хозяйства. В деревнях вся семья вместе работала на поле, для обработка земли нужно было много рук, поэтому и жили вместе дети и родители, бабушки и дедушки. В городах основными видами деятельности было ремесленничество и торговля. Согласно семейным традициям профессии эти передавались по наследству, от отца к сыну.
http://love-mother.ru/semejnye-tradicii-i-obychai.html
Семейные традиции ты чти и береги.
Семейные традиции ты свято сохрани.
В них сила, вера, дух семьи, единство и оплот!
Крепка семья, красна изба, традициям почет!
Вот мама ставит самовар, накрыт огромный стол.
Семейный круг, воскресный чай…
- Сегодня что, престол?
- Нет, просто в сборе вся семья, нам вместе хорошо.
Семья традициям верна, и только и всего…
Вот выпит чай, звучат стихи и музыка звучит,
А за окном метель кружит и сказку говорит.
Трещит в камине огонек, уютно и тепло.
Все вместе, на душе светло – вот счастье!
Вот оно!
Семейные традиции нам помогают жить!
Семейные традиции нам нужно сохранить!
А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".
Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!
http://www.detskiysad.ru/raznlit/avtobiografia_tolstoy.html
Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.
За общим столом еда вкусней.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Семьей дорожить — счастливым быть.
http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.
Жизнь родителей в детях.
http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/
Кейс№3
Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни.
http://towerred.ru/2015/12
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизни ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».
http://www.supertosty.ru/stihi/o_jizni/semia/
Семья – когда молитвами ночными |
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.
Жизнь родителей в детях.
http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/
Притча «Корзину-то возьми».
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нём еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнёс далеко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Принимать или не принимать на веру легенду, связанную с жизнью, любовью и смертью данных святых это ваше личное дело, но данные святые являются историческими личностями и жили в 12-13 веках.
Если её рассказывать вкратце, то будущий князь Петр (в мирской жизни Давид) поразил посланца диавола в образе змея, который соблазнил жену его брата, но сам "испачкался" кровью змея и заболел проказой.
Вылечить его смогла простолюдинка Феврония (в иконочестве Ефросинья), но князь сначала слукавил и не хотел исполнить обещание за исцеление и взять её в жены. Но мудрая дева не до конца излечила князя, и болезнь проявилась снова. Тут отступать было некуда и князь во второй раз исполнил уже обещание, женившись на девушке после своего окончательного излечения.
Правил князь в Муроме с 1205 по 1228 годы, и разное случалось в его правление, в том числе, и отказывался он от власти из-за интриг и опять приходил к власти, дабы не было вражды и смуты.
Но не это, пожалуй, главное, как впрочем и сомнения о источнике заболевания князя проказой. Главное в том, что сумели они преодолеть все трудности вместе, прожили счастливую жизнь, вместе деля невзгоды, делая добро людям. Что и может считаться образцом для подражания.
Может из-за того, что пришли они к правде жизни в браке, любви и согласии и дано им было, согласно легенде, упокоиться в один день. а попытки похоронить их в разных гробах, против их волеизъявления, провалились. Дважды их оставляли в разных помещениях перед похоронами и дважды тела их оказывались вместе. Так вместе они и были погребены.
5.Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
6.Физминутка.
7.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.
8.Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это вещество – вода? Как к нему нужно относиться?
9.Рефлексия.
Закончить урок я хочу такими словами:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле
Приложение 1. Проект выступления. Кейс № 1. Как появилась семья? Род ______________________________________________________________ ________________________________________________________________ Семья ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ Любовь _________________________________________________________ _______________________________________________________________ Объясни, как связаны друг с другом слова род, семья, любовь. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что вы считаете в семье самым важным? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 1. Проект выступления. Кейс № 2. «Зачем семье нужны традиции?» Семейные традиции _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Почему надо уважать семейные традиции? _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Семейные: | |
Приложение 1. Проект выступления. Кейс № 3. «Что даёт человеку семья?». Что даёт человеку семья?_____________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Объясните смысл выражения семья источник нравственности.______________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация по уроку "Ценности рода и семьи" 4 класс (Модуль "Светская этика")
Данный урок является частью курса ОРКСЭ....
Урок "Ценность рода и семьи"
Урок по учебнику «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва....
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи: - сформировать представление о духовных ценностя...
Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....
конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"
Конспект урока по ОРКСЭ знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе....
Методическая разработка урока на тему «Ценность рода и семьи»
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики») Тема «Ценность рода и семьи» ...
Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"
Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....