Урок "Ценность рода и семьи"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Калашникова Ирина Валерьевна

Урок по учебнику «Светская этика»  авт.  Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_tsennost_roda_i_semi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»;
  • подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
  • показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
  • воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье.

Оборудование:

  • учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика».
  • компьютер;
  • презентация «Семья», слайды с фотографиями семей учащихся;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Определение  темы и задач урока. Постановка проблемы.

– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.

Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Что является опорой в жизни каждого человека?

(Если в ответах учащихся не прозвучит слово «семья», учитель предлагает разгадать ребус: 7Я)

– Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

III. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

1. Работа с понятиями род и семья.

 Как вы понимаете значение слова «семья»?

– Как образовано это слово?

– Каких членов семьи вы можете назвать?

Семья – это мы.

Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это мой братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – сестрёнки мои озорные.

Семья – это крёстный, и тёти, и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

– В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Вывод: Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…

2. Исторические аспекты: возникновение семьи, имя, фамилия, отчество

– Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

(ответы детей)

– До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети.

– Почему же возникла необходимость жить семьёй?

(ответы детей)

– О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

3. Работа с учебником.

– Со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка. 

Как называются старшие поколения? А младшие?      

(На доске появляются слова «предки», «потомки»)

– Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре 1. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

– Появилось очень много семейных традиций.

Например, традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

– Кого из вас назвали в честь кого-нибудь из родственников?

– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

– Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: отчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

– Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?

Назовите родственников, которых вы знаете.

– Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.

  1. Работа в группах 

Прабабушка                                        Папин или мамин брат

Бабушка                                                Сын твоей тети и дяди

Дедушка                                                Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя                                                        Дедушка твоего отца или мамы

Тетя                                                        Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат                                Папа твоей мамы или папы

Двоюродная семья                                Мамина или папина сестра

Племянник                                                Сын твоей сестры или брата

Племянница                                        Дочь твоей сестры или брата

Отчим                                                Муж твоей мамы

Мачеха                                                Жена твоего папы

IV. Творческое применение знаний.

1. Мудрые мысли

– О семье написано немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?

– Объясните смысл данных пословиц:

  • Не нужен клад, когда в семье лад.
  • В семье и каша гуще.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

2. Рассказ о своей семье

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

–  А какие традиции есть в ваших семьях?

–  Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью?

(учащиеся рассказывают о своих семьях, сопровождая свой рассказ показом слайдов с фотографиями семьи)

– Мы увидели, что семьи есть  поющие, танцующие, спортивные, туристические…

А какую семью можно назвать счастливой?  

(ответы детей)

–  Как вы думаете, что нужно, чтобы в семье царили мир и согласие?

(ответы детей)

3. Правила семейного благополучия:

  • Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.
  • Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.
  • Не причиняй боли родному человеку.
  • Помогай родителям.
  • Уважай старость.
  • Дари радость членам своей семьи.

–  Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Продолжите незаконченные предложения:

  • Мама и папа для меня самые …
  • Я доверяю свои тайны …
  • Я люблю бабушку за то …
  • Свою семью я считаю …
  • Родным хочу пожелать …

VІ. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

– составь генеалогическое древо своей семьи,

– нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

–Хочется закончить сегодняшний урок словами из стихотворения о семье:

…Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша СЕМЬЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".

Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи:        - сформировать представление о духовных ценностя...

Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....

Ценности рода и семьи.

Семья является основным элементом общества и хранительницей человеческих ценностей. Семья во все времена служила фактором стабильности и развития. Она помогает укреплять государство и повышать благосо...

конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"

Конспект урока по ОРКСЭ  знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе....

Кейс – урок «Ценности рода и семьи»

Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"Авторы...

Тема: Ценности рода и семьи.

Курс ОРКСЭ включен в основную образовательную программу школы для начальных классов и входит в учебный план 4 класса. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики&r...