I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | Орг. момент. Приветствие гостей. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. – Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов. Любят тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. – Что является опорой в жизни каждого человека?
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная ...( семья). – Сегодня на уроке мы поговорим о семье., а именно………… – Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. Открыть тему на доске – Рассмотрите иллюстрацию на с. 42. – Как можно одним словом назвать людей на картинке? – Какое событие здесь показано? Почему вы так решили? – Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? (выразить любовь, уважение, подарить радость, настроение
Давайте прочитаем историю из жизни одной семьи… на с. 42. (Про себя) - Дети читают текст по ролям
– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо? ( – Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)
– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке? У вас разные мнения и я считаю, этот вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» – Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы с.75. найдите тему урока и ниже проблемный вопрос авторов. Правильно ли мы сформул проблемный вопрос ОТКРЫВАЮ Почему надо уважать семейные традиции? – Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря. Что нам в этом поможет………….. учебник
|
II. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Выполнение продуктивных заданий по теме.
|
Давайте начнем издалека с истории…узнаем как появилась семья… с. 43 Прочитайте 1 абзац В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
- СЛАЙД . Коментирую Я Итак, раньше люди жили родами. Род – это союз родственников , произошедший от одного предка(Понятно, что это больше, чем привычная для нас семья?. Заботились о детях сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра -Чтение 2-го абзаца. Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Так что же такое семья? Какое чувство связывает всех, кто живет в одной семье?? Ответы детей КОММЕНТИРУЮ сильная привязанность между отдельными людьми, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее.. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге. СЛАЙД Послушайте внимательно вопрос – Что общего у рода и у семьи? (ответы детей) ( помощь друг другу, жить сообща, заботиться дру о друге, вместе воспитывать детей)
Прочитайте (3 абзац) Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких
-Какие слова в этих строках самые главные? – Что же позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами- семьями? (Любовь, необходимость взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.)
Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.
– Как вы думаете, были ли традиции у людей, которые жили родами?
Например, древняя традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. – Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. СЛАЙД В каждой семье свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. -Какие традиции могут быть сейчас в наших семьях? ( чтение сказки на ночь, дни рождения, свадьбы, привычка семейно выезжать на природу …. – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них как вы думаете? – Рассмотрите рисунки на с. 44. – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? – В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте (Прочитайте текст на с. 44.) Найдите главную мысль текста («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества :трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) Подведем маленький итог нашего разговора о семье, о традициях. Для этого вернемся к нашему проблемному вопросу. – Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.) - Если мы соблюдаем традиции о ком мы помним, что в нас воспитывается (забота , любовь, внимание??? Если мы соблюдаем традиции, то мы помним о наших родных и близких людях. В человеке воспитываются хорошие качества – умение любить близкого человека, сопереживать, помогать родным”. Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой. Что же дает человеку семья?». – Вам поможет схема с. 45 СЛАЙД (ответы детей) Итак, обобщим Слайд Вы согласны с этим –Очень хотелось бы узнать о ваших семьях. - Виолетта презентацию о своей семье.
- Скубина Юлиана оформила генеалогическое дерево
- Ребята , а когда человек счастлив с семье?
Пальчикова Ан. Поделись своим альбомом называется.. Некоторые ребята подготовили рисунки на тему «Моя семья» Работа в парах Издавна о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются множество пословиц и поговорок. Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их смысл
Семья — печка: | коли в семье лад. | В семье любовь да совет, | как холодно, все к ней собираются. | Не надобен и клад, | и сердце на месте. | Когда семья вместе, | когда над ней крыша одна. | Семья сильна, | так и нужды нет. |
Проверка. У вас было еще задание к сегодняшнему уроку Подобрать пословицы о семье………Какие пословицы вы нашли?……. |
III. Выражение решения проблемы.
Итог урока.
Домашнее задание: |
- Подведем итог урока. Какой вывод вы можете сделать из прочитанной информации в учебнике из моих дополнений, из рассказов ребят, из анализа смысла пословиц? В чем же заключается ценность рода и семьи? (помогают друг другу, поддерживаю близких,,,,,,,,,) – Прочтите вывод авторов и сравните его со своим. Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу. – Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) – Ответили ли мы на главный вопрос урока? Домашнее задание к следующему уроку: подготовить сочинение, рассказ о традициях, которые есть в вашей семье. – А какими из них вы особенно дорожите, можете нарисовать.
|
| Семейный очаг – здесь светло и уютно, Семейный очаг – будет греть целый век, Семейный очаг – никогда не потухнет, Если его сохранит человек! С давних времен считалось, что именно женщина является хранительницей очага, истинной хозяйкой, благодаря усилиям которой рождается сплоченная и дружная семья. О ком я сейчас веду речь? В последнее воскресенье ноября мы отмечаем праздник «День матери». Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – мамы. Мы хотели ещё раз поздравить наших гостей с эти праздником. Я думаю, что наши девочки ,когда вырастут будут самыми лучшими хранительницами семейного очага. Ребята подготовили для вас песню о маме. Песня. Я хочу, чтобы вы, ребята, любили, берегли своих мам, а гостям, чтобы ваши дети никогда Вас не забывали. |