Урок по теме "Справедливость" ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Евстратова Марина Викторовна

Урок по теме "Справедливость" ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravedlivost_orkse.odt24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Евстратова М.В. (ГБОУ Школа №2000)

Урок 12: Справедливость.

Цель:создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке. 

Задачи:

1)научить учащихся разбираться в понятии «справедливость к себе и другим людям»;

2)развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

3)формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами.

4)воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

 Виды деятельности:беседа, работа с информационным источником, групповая работа, работа в парах.


Оборудование:учебник, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Организация класса.

2.Вступительная беседа.

-Как вы понимаете, что такое «справедливость « и «несправедливость»?

Из словаря С.И. Ожегова: справедливый-действующий беспристрастно, соответствующий истине.

-Приведите примеры справедливости и несправедливости.

(Учащиеся приводят примеры из своей жизни).

-Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых-законами, деловым этикетом. Соответственно различают моральную и правовую справедливость.

Быть справедливым к другим людям- значит проявлять свои достоинства,не мешая(не препятствуя)окружающим проявлять свои достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать и принижать их достоинства.(достоинства-это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы).

Приведу примеры моральной справедливости: на добрые слова следует отвечать благодарностью, на добрые дела-услугой. За серьезную помощь(доброту) платить добротой. Справедливо вознаграждать, например, своих одноклассников за хорошие поступки уважением и расположением(симпатией). Будет справедливым извиниться перед человеком, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило:»не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе».

Быть справедливым-это значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

3.Работа по учебнику (чтение и анализ с.28-29)

4.Работа со стихотворением по теме урока(групповая работа).

-Послушайте стихотворение  и обсудите в группах, как поняли смысл этих строк.

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал-это слово навеки,гранит,

Если в гору идешь, поднимайте, других не толкая.

С.Островой

 (Дети в группах обсуждают стихотворение. Затем представитель от группы высказывает мнение группы.)

5.Беседа

-Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, себе ?

Быть справедливым-значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо  по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.

-О каких справедливых и ли несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами?

(Дети рассказывают свои истории)

6.Физминутка.

7.Осмысление отношений в классе.

-Давайте попробуем ответить на вопросы.

1)Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?

2)Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?

3)Какому качеству личности можно поучиться у вас?

4)Мешают ли вам на уроке другие ученики,

5)Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене, вне школы? Как вы действуете в таких ситуациях?

(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать всему классу, слушая мнение учащихся по очереди.)

8.Игра «Добрый гном»

Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок. Учитель перемешивает листочки и раздает учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кто кому достался.

Правила игры: для того , кто вам достался, вы-добрый гном. Это означает, что вы в течении определенного времени, например, недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий- на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз.(Но может возникнуть проблема: если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым  гномом.

9.Игры-ситуации.(работа в парах)

-У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Попробуйте разыграть доставшуюся вам ситуацию. Помните нужно поступать по справедливости.

Ситуации:

1)Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы его списать.

2)Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3)Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).

4)Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

5)Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.

10. Рефлексия.

-Назовите тему урока.

-Что такое справедливость?

-Что нового для себя вы подчерпнули из этого урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...