Духовно-нраственное воспитание школьников
статья по орксэ на тему

Степанова Лилиана Ховановна

Как Вы думаете, когда родители нашли лучшего учителя, чем они руководствовались? А дед, выбирая школу, на что смотрел? Согласны ли Вы с утверждением «по ученикам узнают учеников»?

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников

через внедрение курса ОРКСЭ

Притча (приложение) слайд 1

Как Вы думаете, когда родители нашли лучшего учителя, чем они руководствовались? А дед, выбирая школу, на что смотрел? Согласны ли Вы с утверждением «по ученикам узнают учеников»? слайд 2

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. слайд 3

Курс ОРКСЭ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы  слайд 4

- Нужно ли духовно-нравственное воспитание в современной школе?

- Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка? слайд 5-9

- А возможно ли в нашей школе духовно-нравственное воспитание? Где оно реализуется? слайд 10

Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: и учебную и внеучебную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Введение комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» следует рассматривать как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы  нравственных ценностей российского общества. Его необходимость продиктована требованиями времени. Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что психическое и духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искажённые духовно – нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в СМИ, террор, группировка ИГИЛ, котороая претендует власть в Сирии,Ираке, Ливане,  тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие детские души.
Ещё одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации. Дети подвергаются влиянию оккультистов, последствия которого крайне опасны и губительны.
Немаловажным как в отношении воспитания, так и в отношении интеллектуального развития детей, является построение содержания образовательного процесса с учётом многовековой культурной традиции России, определившей мировоззрение русского народа и сознательно замалчиваемой в годы советской власти.
От решения этих проблем зависит состояние и благополучие общества и государства, дальнейшая судьба России.
Да, действительно, мы жили в СССР без Бога, но ведь руководство страны хоть и создало такие условия жизни, а от нравственных законов не ушло. Именно это и сохраняло социалистическое государство от распада, а также то, что многие в душе продолжали верить в Бога,соблюдая заповеди: не убей, не укради, почитай отца и мать и т.д.
Введение курса ОРКиСЭ в рамках всего государства не просто актуально, а суперактуально!

 Этот предмет может служить метапредметной основой, которая объединяет воспитательный  потенциал всех школьных гуманитарных дисциплин, таких как «Литература», «Русский язык», «История», «Окружающий мир». слайд 11

 Ведь духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Правовые и нормативные основы разработки содержания
предмета ОРКСЭ закреплены в документах, приведенных на слайде.

слайд 12-17

Важно затронуть вопрос о подходе в преподавании ОРКСЭ и особенностях этого курса.      

Для этого предлагаю вам ознакомиться с притчей «Бог и человек» (приложение).

- На какие просьбы Бог дал отрицательный ответ человеку? Чем послал Бог, когда человек попросил сил? мудрости? Бог в притче не любит человека?

-  - Какая просьба больше всего понравилась Богу? Какую мудрость учитель увидел в этой притче?

 Можно такой подход назвать системно-деятельностным? Важно показать ребенку путь! слайд 18

Вот так и учитель на уроках религиозной культуры не преподносит знания в готовом виде, дети  должны на уроке осмыслить и прийти к  правильному решению. Ученик должен осознать значимость данного курса лично для него, для решения лично его жизненных проблем, или проблем близких ему людей.

Посмотрим наособенностями  курса. Курс ОРКСЭ является
культурологическим,  направлен на развитие у школьников представлений о базовых ценностях человечества и  не предусматривает обучение религии.

Содержание модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Комплексный курс является светским.         Наука и религия не противоречат друг другу, а являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи.Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников систематически знаком с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

  1. Модульное построение. слайд 19-21
  2. Возможность выбора родителями         модуля для обязательного изучения ребенком. слайд 22-23
  3. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно воспитательной системой. слайд 24 – 25 Главная цель курса: формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
  4. Обязательное педагогическое партнерство учителей и родителей. слайд 26-28
  5. Базовые ценности каждого модуля: отечество, семья, культурная традиция. слайд 29

слайд 30 В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ. Отсюда вытекают направления духовно- нравственного воспитания в рамках предмета:

  • развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни .

Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой для ученика старшей школы.

слайд 31  Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  1. словесных; наглядных; практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы; репродуктивных.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

Прекрасным подспорьем для работы в группах может служить метод TASC. Этот метод позволяет более четко организовать работу учащихся и облегчает учителю задачу оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности на уроке.

Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следующее:

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.

Сочинение, эссе. Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

Другая форма творческой письменной работы – написание эссе-размышления на определенную тему по собственному выбору.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем.

Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнял творческие и поисковые работы. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.  

Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у учащихся должны быть заложены основы формирования целостного мировоззрения и сложиться представление о многообразии религиозных традиций и культур, развиться стремление к поиску взаимосвязи между ними и неудовлетворенность фрагментированным, поверхностным знанием. Интерес к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний может стать основой исследовательской деятельности учащихся в старших классах.

Взглянем по-новому на духовно-нравственное воспитание детей. Сегодня у нас есть новые стандарты, новый курс ОРКСЭ, методические разработки на каждый урок. Надо расправить крылья, потому что в нас верят!

Докладчик: Степанова Л.Х.

ПРИТЧИ для УЧИТЕЛЯ Приложение.

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.

Вечером мама мальчика спросили деда:

- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

*******************************************************************

Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:

— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.

Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:

— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.

Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:

Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.

Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:

— Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.

Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.

Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.

— Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.

Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Духовно - нраственное воспитание в свете ФГОС

Духовно-нравственное воспитание в свете ФГОС...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...

Разработка цикла классных ча-сов по духовно-нраственному воспитанию.

Разработка цикла классных часов по духовно-нраственному воспитанию....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...