Технологическая карта
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4
Тема урока | Место урока по теме | ||
«Россия – наша Родина» | Первый урок в курсе» Основы светской этики» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Изучение и первичное закрепление новых знаний | частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог. информационно-коммуникативные технологий (компьютерная презентация). «ЗХУ», Приёмы «Толстые и тонкие вопрсы», «Инсерт» | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
- Создание условий для формирования активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации. | - Выяснить, какой смысл вкладывают учащиеся в понятие « Родина», с чем конкретно связывают они любовь к Отечеству; | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Символы РФ, народные традиции | Расскрывать сущность понятий: «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности». | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Предметные: Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности». Метапредметные: П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в группе. Личностные: Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории. | ТРКМ | Презентация « Моя Родина» - глобус, карта мира; - флаг РФ; -листы самооценки Текст Ю. Яковлев «О НАШЕЙ РОДИНЕ» |
ХОД УРОКА
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
Этап Вхождение в тему урока Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала | Психологический настрой - Что вы почувствовали? - Какое у вас настроение? Инструкция по заполнения «Листа самооценки» | Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. | Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». | Лист самооценки | |
Этап . Вызов Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме ; | - Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? Какой главный вопрос задаёт автор? - Какова будет тема нашего урока? -Что вы ожидаете от нашего урока? -Какие задачи мы можем перед собой поставить? Работа с таблицей «ЗХУ»(Приложение 1) - Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик. - А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме. | Стихотворение читают дети Что Родиной моей зовётся? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьётся, Иль куст кудрявых красных роз? Вон та осенняя берёзка? Или весенняя капель? А может радуги полоска? Или морозный зимний день? Всё то, что с детства рядом было? Но это станет всё пустяк Без маминой заботы милой, И без друзей мне все не так. Та вот что Родиной зовётся! Чтоб были рядышком всегда Всё, кто поддержит, улыбнётся, Кому нужна и я сама! Заполняют 1-2 столбик таблицы «ЗХУ» | Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций». РегулятивныеУУД Навык целеполагания | ||
Этап Осмысление Цель:получить новую информацию; | Беседа. Как называется страна, в которой мы живем? Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании? - Почему мы считаем Россию своей Родиной? -Какие родственные слова можно подобрать к этому слову? Прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком «+».(приём «пометки на полях») Ю. Яковлев О НАШЕЙ РОДИНЕ В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью. Приём «Толстые и тонкие вопрсы» - Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми. -Какова основная мысль? - О какой Родине идёт речь? - Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам. - Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной? - Представьте, что слово «родина» - это слово – магнит. - Какие слова притянет, это замечательное слово? - Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной». - Назовите свою малую Родину. - Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется? - Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира. Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. – Что вы уже сейчас знаете о своей стране? Символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и русские березы, и хлеб, да соль. (звучит 1 куплет гимна, все встают) – Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России. Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее: В темнице там царевна тужит, – Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова. .– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Стр 5 Традиция – (от лат. traditio – предание) –передачаобразцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. – Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.
| Отвечают на поставленные вопросы. - Слово «родина» происходит от слова «род». Родственные слова Отец род Учащиеся каждой группы дают Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода». Родиться – значить появиться на свет потомству. Родич – родственник, член рода, одной крови. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям. Родословная – перечень поколений одного рода. Читают рассказ применяя Приём инсерт (приём «пометки на полях») смысловое чтение. Формулируют вопросы и задают одноклассникам Дети записывают слова – ассоциации (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, река и т.д.) Посёлок О….. Ответы на вопросы -Россия Работа с картой и глобусом. Уч-ся читают стихотворение Татьяна Бокова «Необъятная страна» Ответы учащихся – Наша страна – Россия.Российская Федерация. У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн. Государственными символами в любой стране являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами щит с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной. На груди орла, в красном щите,- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите,- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного дракона. Герб-это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. .Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн- торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. В гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны. Слова для государственного гимна написаны Михалковым С.В., а музыка Александрова А.В Ученики читают стихотворение: Живут в России разные У каждого народа Один – рыбак с рожденья, Стр 4 Работа в группах Приводят примеры из жизненного опыта 1. Духовный мир. (А) Богатство нашей страны, религиозные культуры, морально-этические нормы. У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы. | Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций». | Контроль \оценивание Работа в группе, Актуализация житейского опыта Лист самооценки | |
Этап Рефлексия Цель: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; | Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя Родина – это … - Что запомнилось из урока? - Над чем хочется задуматься? - Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете? Составление синквейнов Родина Могучая, великая. Заботится, любить, беречь Родина- мать, умей за неё постоять. Мать. | После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения. Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация. Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека. История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать. Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать. Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее | Познавательные УУД: «Прием информации». Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». | Лист самооценки | |
Этап Подведение итогов, домашнее задание | Стр. 5 Вопросы и задания Закрепление основных понятий урока. - Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока? - Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? – Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||
Приложение 1
З - что мы знаем | + что мы хотим узнать | - что мы узнали, и что нам осталось узнать | |
В ходе урока я... | Всегда | Иногда | Никогда |
Определял цели, ставил задачи | |||
Ждал помощи от участников группы | |||
Принимал активное участие в совместной работе | |||
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения | |||
Помогал группе в выборе правильных решений | |||
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы | |||
Оказывал помощь, откликался на работу других | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...