Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6»
Утверждена приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
№ ………от ……….
Директор МБОУ «Лицей №6»
А. М. Купцов…………….
Рабочая программа
по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
34 часа
учителя начальных классов:
Труневой
Оксаны Адамовны
Данная программа
Заслушана на ШМО «08» сентября 2016г
Руководитель ШМО: О. А.Трунёва / /
Согласована на МСШ «12» сентября 2016г.
Председатель МСШ: И.В. Любинецкая / /
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373); образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 6»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014г. № 253 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год.
Примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
- положения о рабочей учебной программе МБОУ «Лицей №6»
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «основы мировых религиозных культур» в начальной школе выделяется
в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ценностные ориентиры содержания курса « Основы мировых религиозных культур»
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Ключевые идеи:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
Цель:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Сообщения
Презентации
Система оценки носит словесный характер. Письменную работу обучающиеся могут сами оценить используя знаки «+», « - »
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Содержание учебного курса
34 часа
Изучая курс учащиеся получат представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 2 час
Россия – наша Родина.
Основы мировых религиозных культур - 32 часа
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол- во часов | с/р |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 часа | - |
2 | Основы мировых религиозных культур | 33 часа | 7 |
Итого: | 34 часа | 7 |
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | 02.09-07.09 |
2. | Россия – наша родина | 1ч | 09.09-14.09 |
3. | Культура и религия. | 1ч | 16.09-21.09 |
4. | Культура и религия. | 1ч | 23.09-28.09 |
5. | Возникновение религий. Древнейшие верования. | 1ч | 30.09-05.10 |
6. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Самостоятельная работа. | 1ч | 07.10-12.10 |
7. | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. | 1ч | 14.10-19.10 |
8. | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран. | 1ч | 21.10-26.10 |
9. | Хранители предания в религиях мир. Самостоятельная работа. | 1ч | 28.10-01.11 |
10. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха раскаяния, покаяния. | 1ч | 11.11-16.11 |
11. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Словарная работа. | 1ч | 18.11-23.11 |
12 | Человек в религиозных традициях мира.
| 1ч | 25.11-30.11 |
13. | Священные сооружения. Самостоятельная работа. | 1ч | 02.12-07.12 |
14. | Священные сооружения. Самостоятельная работа. | 1ч | 09.12-14.12 |
15. | Искусство в религиозной культуре. | 1ч | 16.12-21.12 |
16. | Искусство в религиозной культуре. | 1ч | 23.12-27.12 |
17. | Творческие работы учащихся. | 1ч | 13.01-18.01 |
18. | Презентация творческих работ. | 1ч | 20.01-25.01 |
19. | История религии России. | 1ч | 27.01-01.02 |
20. | Религии России. | 1ч | 03.02-08.02 |
21. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2ч | 10.02-15.02 |
22. | |||
23. | Паломничества и святыни. Самостоятельная работа. | 1ч | 17.02-22.02 |
24. | Праздники и календари. | 1ч | 24.02-01.03 |
25. | Праздники и календари. Самостоятельная работа. | 1ч | 03.03-07.03 |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1ч | 10.03-15.03 |
27. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1ч | 17.03-22.03 |
28. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1ч | 01.04-05.04 |
29. | Семья.
| 1ч | 07.04-12.04 |
30. | Долг, свобода, ответственность, труд. | 1ч | 14.04-19.04 |
31. | Любовь и уважение к Отечеству. | 1ч | 21.04-26.04 |
32. | Подготовка творческих проектов. | 2ч | 28.04-12.05 |
33. | |||
34. | Презентации творческих проектов. | 1ч | 19.05-26.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Перечень материально -технического обеспечения
Для учителя
- А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»
- Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М: Вентана-Граф,2011
- Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – М.: Просвещение, 2010
- Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4–5 классы» (CD). — М.: Просвещение,2010
- Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Для ученика
- А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012
Интернет –ресурсы
1.Основы религиозных культур и светской этики // ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
2.Программа ПК «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическое сопровождение по регионам:
- Тамбовская область
- Томская область
- Тверская область
- Республика Чувашия
- Пензенская область
- Камчатский край
- Чеченская Республика
- Костромская область
- Красноярский край
- Удмуртская Республика (также http://ipkpro.ru/orkse/)
- Еврейская АО
- Калининградская область
- Курганская область
- Свердловская область
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20375
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20391
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20390
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20389
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=203http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=2037788
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20376
ttp://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur/Osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur.html
методические разработки. Конспекты уроков и презентации
разработки уроков
Приложение
См. : папка «Тесты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....