Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»
статья по орксэ (4 класс) на тему
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_opk.doc | 63.5 КБ |
soobshchenie_po_opk.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.
Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.
Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?
Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.
Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Детям всегда объясняю, что
Проект - это "шесть П":
- Проблема,
- Проектирование (планирование),
- Поиск информации,
- Продукт,
- Презентация.
- Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Этапы работы над проектом
1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).
2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).
3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).
4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).
Требования к учебному проекту учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
На уроках я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.
Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.
Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» мы выпускали стенгазету «Грехи», в которой каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.
Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том, насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.
Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны. Дети представили свой проект в виде экскурсии. Интересной стала работа «Русский святой-воин Дмитрий Донской», рассказавшая о его жизни и деятельности. Юные исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой оказалась работа «Как христианство пришло на Русь»
Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
В рамках проведения православной недели учащиеся 3 «а» класса с классным руководителем Чурсиной В. В. 15. 04. 2016 года посетили церковь Иоанна Кронштадтского в п. Солидарность. Беседу с детьми проводил священнослужитель отец Игорь. Встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке. В беседе с детьми были затронуты важные темы: отношения в семье между взрослыми и детьми, главные христианские заповеди, отношение к учёбе, природе и животным с точки зрения православия. Дети задавали много вопросов о православных праздниках, иконах, значении имён и ангеле-хранителе. С большим интересом рассматривали убранство храма, поставили свечи к иконам. Данная встреча оказала на детей положительное впечатление.
Во время экскурсии настоятель храма Отец Игорь рассказал учащимся о том, что храм Иоанна Крондштадского новый и ещё совсем недавно жители посёлка не имели возможности любоваться его красотой.
Ученик посетили 4 классы нашей школы с рассказами о храме и раздали всем желающим памятки посещения храма.
Мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Результаты проектной работы были представлены на итоговом занятии по курсу ОРКСЭ, сведения о проектной работе размещены на школьном сайте.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Чурсина Валентина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ
СОШ п. Солидарность Елецкого района Липецкой области
Предварительный просмотр:
“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»
Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.
Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.
Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?
Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.
Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Детям всегда объясняю, что
Проект - это "шесть П":
- Проблема,
- Проектирование (планирование),
- Поиск информации,
- Продукт,
- Презентация.
- Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Этапы работы над проектом
1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).
2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).
3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).
4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).
Требования к учебному проекту учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
На уроках я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.
Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.
Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» мы выпускали стенгазету «Грехи», в которой каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.
Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том, насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.
Групповой исследовательский проект «Храмы России» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны. Дети представили свой проект в виде экскурсии. Интересной стала работа «Русский святой-воин Дмитрий Донской», рассказавшая о его жизни и деятельности. Юные исследователи ставили перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой оказалась работа «Как христианство пришло на Русь»
Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
В рамках проведения православной недели учащиеся 3 «а» класса с классным руководителем Чурсиной В. В. 15. 04. 2016 года посетили церковь Иоанна Кронштадтского в п. Солидарность. Беседу с детьми проводил священнослужитель отец Игорь. Встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке. В беседе с детьми были затронуты важные темы: отношения в семье между взрослыми и детьми, главные христианские заповеди, отношение к учёбе, природе и животным с точки зрения православия. Дети задавали много вопросов о православных праздниках, иконах, значении имён и ангеле-хранителе. С большим интересом рассматривали убранство храма, поставили свечи к иконам. Данная встреча оказала на детей положительное впечатление.
Во время экскурсии настоятель храма Отец Игорь рассказал учащимся о том, что храм Иоанна Крондштадского новый и ещё совсем недавно жители посёлка не имели возможности любоваться его красотой.
Ученик посетили 4 классы нашей школы с рассказами о храме и раздали всем желающим памятки посещения храма.
Мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Результаты проектной работы были представлены на итоговом занятии по курсу ОРКСЭ, сведения о проектной работе размещены на школьном сайте.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Чурсина Валентина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ
СОШ п. Солидарность Елецкого района Липецкой области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Основы Православной Культуры во 2 классе
Урок на тему "Преображение Господне" во 2 классе по Основам Православной культуры. Программа А.В. Бородиной ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
При подготовке к урокам "Основы православной культуры" использую мног дополнительного материала.Предлагаю вам отобранный материал....
Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха
Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
Исследовательская деятельность на уроках основы православной культуры
3. Задачи, организация, формы исследовательской деятельности с младшими школьникамиВ конкретные возрастные периоды жизни ребенка применяются преимущественно какие–то определенные формы работы. В...
Проектная деятельность при изучении основ православной культуры
прикладной практико – ориентированный проект...