Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики 4 класс составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Составлена для 4 классов на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Составлена для 4 классов на 2013-2014учебный год
В УМК включены: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010г
Цель учебного курса:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному и нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтичной и многоконфессиональной среде на основе взаимопонимания и диалога во имя общественного мира и согласия.
Требования к результатам освоения курса
«Основы религиозных культур и светской этики» учащимися.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно-тематическое планирование
2. Учебный модуль «Основы светской этики»
Разделы программы, темы | Количество часов | из них количество часов |
контрольные и проверочные работы | ||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | |
Основы религиозных культур и светской этики. | 16 | |
Основы религиозных культур и светской этики. | 12 | |
Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | |
Итого | 34 |
Количество часов всего: 34
Количество часов в неделю: 1
Административных контрольных работ: 0
3.Поурочное планирование по ОРКСЭ
№ урока | Название темы | Кол-во часов | № пункта, параграфа | Тип учебного занятия | Примерные сроки | Повторение. Подготовка к ГИА (ЕГЭ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |||||
1 | Россия-наша Родина | 1 | С.4-5 | ИНМ | ||
Основы религиозных культур и светской этики. | 16 | |||||
2 | Что такое светская этика. | 1 | С.6-7 | ЗПЗ | ||
3 | Культура и мораль. | 1 | С. 8-9 | ИНМ | ||
4 | Особенности морали | 1 | С.10-11 | ИНМ | ||
5-6 | Добро и зло | 2 | С12-15 | ИНМ | ||
7-8 | Добродетель и порок | 2 | С.16-21 | ИНМ | ||
9 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | С.22-23 | ЗПЗ | ||
10 | Свобода и ответственность | 1 | С.24-25 | ИНМ | ||
11 | Моральный долг | 1 | С.26-27 | ИНМ | ||
12 | Справедливость | 1 | С.28-29 | ИНМ | ||
13 | Альтруизм и эгоизм | 1 | С.30-31 | ИНМ | ||
14 | Дружба | 1 | С.32-33 | ИНМ | ||
15 | Что значит быть моральным | 1 | С.34-35 | ИНМ | ||
16-17 | Подведение итогов | 1 | С.36 - 37 | ИНМ | ||
Основы религиозных культур и светской этики. | 12 | |||||
18 | Род и семья-исток нравственных отношений | 1 | С38-39 | ИНМ | ||
19 | Нравственный поступок | 1 | С.40-41 | ИНМ | ||
20 | Золотое правило нравственности | 1 | С.42-43 | ИНМ | ||
21 | Стыд,вина и извинение | 1 | С.44-45 | ИНМ | ||
22 | Честь и достоинство | 1 | С.46-47 | ИНМ | ||
23 | Совесть | 1 | С.48-49 | ИНМ | ||
24-25 | Нравственные идеалы | 2 | С.50-53 | ИНМ | ||
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | С.54-55 | ИНМ | ||
27 | Этикет | 1 | С.56-57 | ИНМ | ||
28 | Семейные праздники | 1 | С.58-59 | ЗПЗ | ||
29 | Жизнь человека-высшая нравственная ценность | 1 | С.60-61 | ИНМ | ||
Духовные традиции многонационального народа России. | 5 | |||||
30-31 | Любовь и уважение к Отечеству | 2 | С.62-63 | ИНМ | ||
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 3 | ОСМ |
*ИНМ- изучение нового материала
ЗПЗ- закрепление первичных знаний
УКЗП- урок комплексного применения знаний
УЗ- урок закрепления
ОСМ- урок обобщения и систематизация знаний
ППМ- повторение пройденного материала
ПМ- повторение материала по теме
4.Список литературы
Литература для учителя:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
Литература для учащихся:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Календарно-тематическое планирование по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
КТП составлено с учётом УУД уч-ся....
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Календарно-тематическое планирование «Основы религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы светской этики
Планирование 4 класс...
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике. 4 класс. УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике. 4 класс. УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...