Урок по теме: "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мотивация учащихся.
Учитель.
- Ребята, сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну.
- Но сначала давайте немного потрудимся - построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик.
- С чего начинают строить дом? (Фундамента).
- На фундамент положим брёвна, крышу, окна, дверь.
( Выстраивается домик)
- Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое крепкое? (Ответы детей).
- Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание.
- Наша жизнь - это тоже маленький домик, в котором происходит всякое: радости, беды, удачи, ссоры. Чтобы наш домик тоже стал крепким, нужен прочный фундамент.
- Что же является таким фундаментом? Может быть, вы сами скажете…
Игровое упражнение «Найди себе подобного»
- Давайте поиграем. КАРТИНКИ (4 пары)
Вызываются несколько учеников. Они выбирают карточки, лежащие на столе изображением вниз. На карточках солнышко, ромашка, сердце, весёлое облачко и рисунок грозовой тучи.
- Задание: найти себе подобного и встать парой.
- Ребята, вы видите, у нас один ученик остался. Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?
Слайд 1 ТЕМА дружба
Тема урока сегодня –ДРУЖБА
Слайд 2 Видео «Настоящий друг»
- Без друзей жить плохо. Но не каждый является настоящим другом. Это только на первый взгляд кажется, что все хорошо знают, что такое дружба.
Однажды в школе я наблюдала такую ситуацию. Посмотрите.
В.Осеева «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
— До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
---Соответствует ли название рассказа содержанию?
---Почему?
---Чему учит этот рассказ?
---Кого из мальчиков можно назвать другом?
- Кажется, все знают, что такое дружба. Но почему не всегда складываются прочные дружеские отношения?
- Как вы думаете, легко ли жить без друзей? Так, что же является тем крепким фундаментом для нашего домика? (Дружба)
Целеполагание.
- А как вы думаете, можно ли «построить» дружбу?
- Попробуйте высказать свою гипотезу – предположение, дополнив фразу:
«Друзей находит тот, кто…» (… кто сам умет дружить»)
- На какие вопросы мы должны ответить в процессе работы на уроке?
- Что такое дружба и чем она отличается от товарищества?
- Как рождается настоящая дружба?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
3. Работа над понятиями.
- Что такое дружба?
Групповая работа (4 группы)
1 из групп ищет толкование в словаре С.Ожегова.
2 из групп ищет толкование в словаре Даля .
3 из групп ищет толкование в учебнике.
4 группа попробуют объяснить, опираясь на собственный опыт, своими словами
Высказывания детей.
Словарь: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого.
«Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
- А в словаре В.И. Даля говорится так:
«Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.
Слайд 3
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
Слайд 4 - мультфильм
-Почему бескорыстие очень важно в дружбе?
Вывод: друг не ищет выгоды для себя. Он помогает бескорыстно. И потом никогда об этом не вспоминает.
-В каких сказках вы встречали пример настоящей дружбы?
Слайд 5
Работа в группах (3 группы)
1 группа
Группе даются различные понятия, обозначающие личностные качества, ваша задача, выбрать те, которые относятся к «дружбе».
2 группа
должна составить , выработать законы дружбы.
- Молодцы! А знаете ли вы, что учёные изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
Учитель вывешивает на доску плакат с 10 законами дружбы.
Законы дружбы.
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4. Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.
Учитель: Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы учёных очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили?
3 группа
Вам даны фрагменты пословиц о дружбе, ваша задача их восстановить
- … – ищи , а нашел – …
- Не имей … … , а имей … ….
- Человек без …… , что дерево без ….
- … – как стекло разобьешь – не ….
- Недруг поддакивает, а …спорит.
Ответы
Законы дружбы Слайд 6
Пословицы Слайд 7
Дружба народов Слайд 8
Дружить вы учитесь в детстве, это умение вам пригодиться и во взрослой жизни.
Очень важно, чтобы взрослые люди тоже умели дружить: дружить с соседями, дружить с коллегами на работе, дружить с людьми из разных стран. Это уже международная дружба.
Слайд 9
Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить.
Ответы
А от кого это зависит?
Слайд 10
А какими качествами должен обладать настоящий друг? На этот вопрос мы ответим , составляя портрет друга. Соберём ромашку…для цветка отбираем нужные качества.
Слайд 11
А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как ваш друг?
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
Слайд 12
Народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».
Хочется , чтобы вы всегда помнили слова одного очень доброго кота…
Слайд 13
Стих Елена Стеквашова
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдёшь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Она- это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашёл, береги же
Не дай никому отобрать!
И скоро поймёшь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!
Итог урока. Рефлексия.
Пословица гласит «дерево сильно корнями, а человек- друзьями».
Сегодня мы посадим дерево дружбы.
Друг другу мы всегда протянем руку:
Руку помощи, руку радости.
На партах лежат ладошки. Напишите на них то, что для вас самое главное в дружбе и прикрепите к нашему дереву.
Слайд 14
Дружба может излечить, дружба может горы свернуть. Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба и самый замечательный весёлый класс.
Приложение
Игра.
- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
- Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
- Какой урок у него любимый?
- На чем он любит кататься?
- Какое время года у него любимое?
- Какой вид спорта любит?
- Кем хочет стать, когда вырастет?
- Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Какие книги любит читать?
ФИЗМИНУТКА
- А сейчас поиграем в игру
«Аплодисменты»
- Встаньте те
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСиЭ. Тема :"Дружба"
Имеется конспект урока и презентация (подработала для учеников своего класса)...
разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)
Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...
презентация к уроку по теме "Дружба"(ОРКСЭ ,4 класс)
Презентация к уроку...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)
Данный конспект поможет провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....
Урок по теме "Дружба"
Презентация к интегрированному уроку по окружающему миру и русскому языку...
Разработка урока по теме "Дружба" . Предмет ОРКСЭ. 4класс.
Данную разработку можно использовать на уроке "Основы светской этики" в 4 классе....