разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)
методическая разработка (4 класс) на тему
Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 48 КБ |
druzhba.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока: «Дружба»
Учителя начальных классов
МБОУ «Якиманско - Слободская СОШ»
Муромского района, Владимирской области
Сарыкалиной Елены Евгеньевны
Необходимые материалы:
Раздаточный материал для работы в парах.
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
Задачи:
• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также
признавать свою неправоту в случае ошибки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.
2.Введение в тему урока.
Учитель: Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, что приключилось с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из них шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он выгонял свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
Учитель: Вам понравилась притча? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня речь пойдет о дружбе. Мы должны найти ответы вот на эти вопросы. ( слайд 2)
4.Работа над темой урока.
Учитель: А что же такое «дружба»? (ответы детей)
Теперь сравните свои высказывания, с тем, как объясняет это слово С.И.Ожегов в «Толковом словаре» ( слайд 3)
О дружбе размышляли во все времена. О ней писали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие знаете вы? Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. ( слайд 4)
Перед вами картина М.К.Чюрлениса «Дружба». (слайд 5 )На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеим руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту. Неземная женщина словно хочет сказать: « Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». А самое дорогое у нее - это свет. Но ведь он живет в душе каждого человека. Разве это не наше призвание в мире: быть светоносными. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому.
Как вы думаете, для чего человеку нужен друг? (ответы детей)
Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге - человеке, который всегда придет тебе на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку не встретился еще настоящий друг, либо человек испытал разочарование в людях. (слайд 6)
Поднимите руки, у кого есть друзья. Мы часто говорим «приятель», «товарищ», « друг». Как вы думаете, эти понятия обозначают одно и то же? Объясните значение этих слов( слайд 7).
Каким должен быть настоящий друг? Давайте определим нравственные качества настоящего друга. (работа в парах. См приложение 1 )
Обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. ( слайд 8 )
Школьная дружба – замечательное испытание души на искренность, честность, терпимость, т.е. самые важные качества человека.
А нужно ли вам обладать этими качествами?
5.Составление правил настоящего друга.
Учитель: Вам предложены ситуации, обсудите их и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правила дружбы. Работа в парах. См. приложение 2 ). Дальнейшее обсуждение (слайд 9)
Учитель: Кто из вас соблюдает эти правила дружбы? Какие правила кажутся для вас трудными?
А знаете ли вы, что существует праздник « Международный день друзей»? ( слайд 10)
Родина праздника США (1935 г.). Отмечают этот день в первое воскресенье августа. С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. «Международный день друзей» просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизни напомнила своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их. Про этот праздник в России знают совсем немногие. Теперь знаете и вы.
6.Рефлексия.
Учитель: Легко ли быть настоящим другом? Попробуйте оценить себя. Насколько вы обладаете качествами настоящего друга. Эти оценочные листы ( см. приложение 3) останутся у вас и никто их не увидит. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.
Учитель: Подумайте, что вам надо в себе изменить. И тогда поверьте - ваша жизнь обязательно станет лучше! Успехов вам! Спасибо за работу! (слайд 11)
7.Домашнее задание.
Нарисуйте портрет своего друга и расскажите о нем.
Приложение 1.
Грубость
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Тактичность
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
Верность
Приложение 2.
Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо».
-Правильно ли Володя понимает дружбу?
-Как вы предложите поступить Володе?
Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
-Какой совет дадите Маше?
3. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
- Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
4. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.
- Для кого выгодна такая дружба?
- Что бы вы сказали Наташе?
5. Петя с первого класса дружит с Алешей. Они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
-Какой совет дадите Алеше?
-Какой совет дадите Пете?
6.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
- Как вы оцените поступок Риты?
7.Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
- Чтобы вы ответили на месте Гоши?
Приложение 3.
Лживость ------------------------------------------ Честность
Скупость ------------------------------------------- Щедрость
Доброжелательность -------------------------------- Драчливость
Заботливость ------------------------------------------ Равнодушие
Вежливость -------------------------------------------- Грубость
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое дружба? Кто такой настоящий друг? Что значит быть настоящим другом?
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С.И. Ожегов «Толковый словарь»
М.К.Чюрленис «Дружба»
«Кто друзей себе не ищет, самому себе он враг» Ш. Руставели
Приятель – близкий знакомый, но с ним нет общности взглядов, интересов, привычек, вкусов. Товарищ – человек близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе. Друг – это тот, с кем хорошо, кто разделит наши беды, порадуется вместе с нами, кому мы доверяем.
Нравственные качества настоящего друга Доброжелательность Терпеливость Уступчивость Отзывчивость Заботливость Честность Щедрость Бескорыстность Тактичность Ответственность Вежливость Верность
Правила настоящего друга Уступай другу Не завидуй другу, умей радоваться его успехам Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его Истинная дружба бескорыстна Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом Останови друга, если он делает что-то плохое Береги своего друга
Международный день друзей Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт. А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надёжный друг В беде протянет руку.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по курсу ОРКСЭ "Буддизм" 4 класс
На уроке ребята знакомятся с самой древней религией - буддизмом, с жизнью, учениями ее основателя - Ситтхартхи Гаутамы....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"
Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ 4 класс
разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Россия - наша Родина"...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....