Урок ОРСКЭ 4 класс "Россия-наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 1. Россия – наша Родина
Цель:
- формирование представления о Родине;
.
Задачи:
- обобщить и актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
- формировать понятия.
Оборудование:
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи(гимн, песни о Родине),, выставка книг о Родине.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.
2. Сообщение темы урока.
Отгадайте ребус ( Р1А ). Обсуждение темы урока с учащимися:
- О чём пойдёт речь на уроке?
3. Беседа с учащимися.
2 слайд
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Кто является главой государства?
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
- Назовите столицу России. Покажите её на карте.
Татьяна Бокова «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!
Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор, калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край.
- Какие символы государства вам известны? 3 слайд (прослушать гимн стоя)
Флаг:
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня? 4 слайд
- Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? 5 слайд
- Откуда произошло слово «Родина»? Послушаем сообщение ученика.
( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.)
. Пришелец «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Подберите однокоренные слова к слову Родина.
- Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) 6 слайд
- Так почему же Родину называют Отечеством?
- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).
- Какие русские военачальники вам известны? 8 слайд
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов. 8 слайд
Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие , свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
4. Самостоятельная работа.
Детям предлагается текст, после прочтения которого , нужно найти в нём главную мысль.
9 слайд
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ё граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста?
Работа с учебником:
Учебное пособие – стр.4
- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?
- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)
- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)
Учебное пособие – стр.5
- Прочтите первый и второй абзац.
- Есть ли в вашем внутреннем мире светлое, чем можно гордиться?
- А есть ли в вашем внутреннем мире что-нибудь тёмное, с чем бы вы хотели бороться, чтобы стать лучше?
- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?
- Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)
- Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.
Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
В) - Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
Была у древних русичей традиция празднования Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.
5. Подведение итогов урока.
- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
6. Задание на дом.
- Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?
- Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Конспект урока ОРКС
4 класс «Россия-наша
Родина»
Выполнила:Белых Л.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс
Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....
Урок окружающего мира "Моя Родина - Россия"
Данный конспект можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Есть презентация. Если надо, пишите на адрес: soloveva_elena_0@mail.ru...
Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"
Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе....
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
конспект урока...
План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, направленная на разв...
Урок окружающего мира 1 класс . УМК Н.Ф. Виноградова Тип урока: ОНЗ. Тема: «Наша Родина РОССИЯ».
Урок окружающего мира . УМК Н Ф Виноградова. 1 класс. 2 урок по теме "Наша Родина - Россия....
Технологическая карта урока орскэ «Ростки нравственного опыта поведения» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о значении нравственных норм в жизни людей.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое нравственность;2. Уметь: определять роль нравственности в жизни людей;Л...