Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме "Семейные праздники" в разделе "Семья".
план-конспект занятия по орксэ (3 класс) на тему

Комарова Ирина Борисовна

Конспект урока по теме "Семья". Учащиеся знакомятся с категориями праздников, учатся правильно подбирать атрибуты и подарки к празднику, ценить доброе отношение близких и друзей, уважать старщих, сохранять семейные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по основам светской этики « Семейные праздники»

4 класс, УМК « Школа России»

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; воспитывать интерес к народным традициям;         

Метапредметные: учить добывать информацию из  текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с  буквами.

Предварительная подготовка.

За 1  неделю до урока  учащимся дается задание – приготовить коллаж о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

  1. Мой любимый праздник.
  2. Как моя семья отмечает этот праздник.
  3. Какие чувства вызывает этот праздник.
  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

Ход урока

1.Организационный момент. 

Тут затеи и обряды, игры, шутки все для вас!

Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час.

    2.  Актуализация знаний.

    1)   « Мозговой штурм»

 Составьте слова – термины, которые можно отнести к нашему предмету.

У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь

Ответы детей.

2) Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам. А как в толковом словаре русского языка даётся толкование этих слов? Найдите. Прочитайте.

3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Как вы думаете, какие? Рассмотрите иллюстрации. 

- Каким дням отдан физический труд людей? Назовите.

- Какие дни отводятся на отдых? Назовите тему нашего урока.

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Ответы детей

Учитель: - А, почему на уроке этики мы  будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.

- А что означает слово праздник?

Ответы детей.

Праздник – это: встречи, радость,  веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.

 

Учитель: Подберите синоним к этому слову.

Как называются праздники, на которых, присутствуют семья и родственники семьи? 

 «Семейные праздники».

4. Проверка домашней работы

Рассказы детей о домашних праздниках. Презентации коллажей.

Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”

Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

Учитель: Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек и бабушек,  стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю праздника.

- Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали мамы и бабушки ? А может быть, вы, о них читали или видели в художественном фильме? Ребята делятся своим опытом.

- Как вы думаете, какой цели мы достигли. Над какой целью продолжим работу на уроке?

5. Проблемная ситуация. Самостоятельная работа в парах. 

Учащимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

  • “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

Учитель: Следующее задание вы выполните, работая  в парах. Прочитайте высказывания и подчеркните те, с которыми вы согласны. Учащиеся выполняют задание.

6. Проверка выполнения работы.

- Назовите высказывания. Карточки с высказываниями даны на обратной стороне доски.

7. План выхода из затруднения.

Учитель: Вы подчеркнули много высказываний, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха?

- Как вы думаете, какая?

Ребята высказывают предположения.

 Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

 Выводы. Праздник – это ….

- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

– это историческая память человечества

Праздники

Государственные                                                          семейные

23 февраля                                                                  день рождения

8 марта                                                                             свадьба

  9мая                            общественные                                             

                                      День учителя

                                      День города

8. Рефлексия. Работа по группам.

          1 группа.

Определить праздник.

2 группа.

Подобрать пословицу, которая может стать эпиграфом к уроку.

3 группа.

Определить категорию праздника

Вспоминаем защитников Родины

Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Благодарим женщин за их труд и заботу

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Празднуем День ангела-хранителя

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

4 группа.

5 группа.

6 группа.

Из подобранных слов, выбрать слова, которые определяют чувства людей.

Пользуясь Толковым словарём русского языка, дать понятие слову – подарок.

Рассказать  историю подарка на Руси.

Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

·  Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

·  Выражение признательности, благодарности

·  Выражение любви или дружбы

·  Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

 

А каким должен быть праздник, мы прочитаем на стр.59

(последний абзац).

9. Домашнее задание.

Стр.58-59,  к любому выбранному празднику придумать подарок.

Исходя из цели и задач курса:

Обучающийся научится определять категории праздника, бережно относиться к традициям проведения праздника в семье, проявлять интерес к истории своей семьи и родословной, подбирать подарок к определённой категории праздников.

У обучающихся будут сформированы:

Познавательные универсальные действия, такие как :

  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные универсальные действия, такие как :

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Личностные универсальные действия, такие как :

  • Воспитание нравственного отношения к семейным ценностям.
  • Формирование позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме: "Что такое светская этика?"

Технологическая карта урока содержит материал: целевой блок, учебно- методический комплекс, ход урока...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований  ФГОС....

Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе

Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...

Технологическая карта дистанционного урока ОРКСЭ "Моя семья", 4 класс

Тема урока: Моя семьяЦель: дать представление об отношении к семье традиционных религий.Задачи: Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; фо...

Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"

Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока &nd...