Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме "Семейные праздники" в разделе "Семья".
план-конспект занятия по орксэ (3 класс) на тему
Конспект урока по теме "Семья". Учащиеся знакомятся с категориями праздников, учатся правильно подбирать атрибуты и подарки к празднику, ценить доброе отношение близких и друзей, уважать старщих, сохранять семейные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
по основам светской этики « Семейные праздники»
4 класс, УМК « Школа России»
Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.
Задачи урока:
Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; воспитывать интерес к народным традициям;
Метапредметные: учить добывать информацию из текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с буквами.
Предварительная подготовка.
За 1 неделю до урока учащимся дается задание – приготовить коллаж о своем любимом семейном празднике по следующему плану:
- Мой любимый праздник.
- Как моя семья отмечает этот праздник.
- Какие чувства вызывает этот праздник.
- Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
Ход урока
1.Организационный момент.
Тут затеи и обряды, игры, шутки все для вас!
Пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час.
2. Актуализация знаний.
1) « Мозговой штурм»
Составьте слова – термины, которые можно отнести к нашему предмету.
У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь
Ответы детей.
2) Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам. А как в толковом словаре русского языка даётся толкование этих слов? Найдите. Прочитайте.
3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.
Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Как вы думаете, какие? Рассмотрите иллюстрации.
- Каким дням отдан физический труд людей? Назовите.
- Какие дни отводятся на отдых? Назовите тему нашего урока.
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Ответы детей
Учитель: - А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?
Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.
- А что означает слово праздник?
Ответы детей.
Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.
Учитель: Подберите синоним к этому слову.
Как называются праздники, на которых, присутствуют семья и родственники семьи?
«Семейные праздники».
4. Проверка домашней работы
Рассказы детей о домашних праздниках. Презентации коллажей.
Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”
Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”
Учитель: Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек и бабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю праздника.
- Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали мамы и бабушки ? А может быть, вы, о них читали или видели в художественном фильме? Ребята делятся своим опытом.
- Как вы думаете, какой цели мы достигли. Над какой целью продолжим работу на уроке?
5. Проблемная ситуация. Самостоятельная работа в парах.
Учащимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
- “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Учитель: Следующее задание вы выполните, работая в парах. Прочитайте высказывания и подчеркните те, с которыми вы согласны. Учащиеся выполняют задание.
6. Проверка выполнения работы.
- Назовите высказывания. Карточки с высказываниями даны на обратной стороне доски.
7. План выхода из затруднения.
Учитель: Вы подчеркнули много высказываний, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха?
- Как вы думаете, какая?
Ребята высказывают предположения.
Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.
Выводы. Праздник – это ….
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
Праздники
Государственные семейные
23 февраля день рождения
8 марта свадьба
9мая общественные
День учителя
День города
8. Рефлексия. Работа по группам.
1 группа. Определить праздник. | 2 группа. Подобрать пословицу, которая может стать эпиграфом к уроку. | 3 группа. Определить категорию праздника |
Вспоминаем защитников Родины | Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их. | Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее |
Благодарим женщин за их труд и заботу | Праздники помогают узнать традиции своего народа. | Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах |
Празднуем День ангела-хранителя | Праздники помогают поддерживать связь поколений. | Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью |
4 группа. | 5 группа. | 6 группа. |
Из подобранных слов, выбрать слова, которые определяют чувства людей. | Пользуясь Толковым словарём русского языка, дать понятие слову – подарок. | Рассказать историю подарка на Руси. |
Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.
А что такое подарок?
Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.
Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:
· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)
· Выражение признательности, благодарности
· Выражение любви или дружбы
· Выражение сочувствия
История подарка на Руси
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
А каким должен быть праздник, мы прочитаем на стр.59
(последний абзац).
9. Домашнее задание.
Стр.58-59, к любому выбранному празднику придумать подарок.
Исходя из цели и задач курса:
Обучающийся научится определять категории праздника, бережно относиться к традициям проведения праздника в семье, проявлять интерес к истории своей семьи и родословной, подбирать подарок к определённой категории праздников.
У обучающихся будут сформированы:
Познавательные универсальные действия, такие как :
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные универсальные действия, такие как :
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Личностные универсальные действия, такие как :
- Воспитание нравственного отношения к семейным ценностям.
- Формирование позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме: "Что такое светская этика?"
Технологическая карта урока содержит материал: целевой блок, учебно- методический комплекс, ход урока...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований ФГОС....
Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе
Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»
Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» - это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...
Технологическая карта дистанционного урока ОРКСЭ "Моя семья", 4 класс
Тема урока: Моя семьяЦель: дать представление об отношении к семье традиционных религий.Задачи: Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; фо...
Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"
Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока &nd...