Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "
план-конспект урока по орксэ (2 класс)

Чибышева Людмила Николаевна

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_uroka_orkse-4_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Чибышева Людмила Николаевна

Урок: ОРКСЭ

Класс-4

Тема урока: «Что такое семья?»

Тип урока: « Изучение нового»

Модуль: «Светская этика»

Проблемная задача:  Почему надо уважать семейные традиции?

Цель урока:

 Создание условий для формирования  понятия о  семье,  семейных традициях, ценностях, духовности, культуре, добре и зле

Задача урока:

Общеобразовательные: знакомство с понятиями род, семья, традиции, с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании отношений в семье и обществе.

Развивающие: развивать умение ориентироваться в учебных моделях общественно-значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него,                                                                            интерес к истории семьи и семейным традициям,  навыки анализа и самоанализа.

Воспитывающие: воспитывать любовь к  близким, уважение к традициям своей семьи

Планируемый результат:

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения: формирование адекватной, позитивной самооценки и само восприятия, уважительное отношение к своей семье; знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение

Познавательные УУД: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал); осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

 Предметные УУД:  соблюдать нравственные нормы поведения в семье,  заботливо  относиться к младшим, уважать старших;         различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать процесс и результаты своей деятельности; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

Ресурсы:

Интернет технологии

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:  https://www.uchportal.ru/load/47

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийная доска.

Учебно-практическое оборудование.

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью

2.Карточки с заданиями

3. Учебное пособие: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс

Формы работы:

Парная, групповая, фронтальная

Этапы урока

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши счастливые глаза. Проверьте готовность к уроку. А сейчас, прикоснитесь ладонями друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у вас все получится сегодня. И я тоже хочу вам подарить частичку своего сердца. Возьмите сердечки, которые я приготовила для вас, и займите места в соответствии с цветом. Вы уже поняли, что будем работать в группах. И я хочу, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

Проверяют готовность к уроку.

Прикасаются ладонями друг к другу. Создают позитивный настрой на урок.

Личностные:

опыт самоанализа: готовность к работе и общению, собственное настроение, осознание  причастности   к общей коллективной деятельности.

Регулятивные: организация рабочего места

2.Мотивация к учебной деятельности

 

-Посмотрите на доску. У меня не написана тема урока. Попробуйте сформулировать ее сами после того как отгадаете загадки.  

  1. Кто в семье со всеми дружен?

Кто всегда нам очень  нужен?

      Кто готовит, шьет, стирает

И почти не отдыхает?

Кто заботится о нас

Каждый день и каждый час?

(мама)

  1. Детям он решит задачу,

Отвезет семью на дачу,

Починить готов утюг,

Если тот сломался вдруг.

Сильный, ловкий и отважный,

После мамы - самый  важный.

(папа)

  1. Он стар, но это ничего

Его добрее нет

Он папа папы моего

А для меня он…(дедушка)

4.Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

     Теперь я ей брат, а она мне…

                                              (сестренка)

  1. Она совсем не старая,

Хотя совсем седая,

     Я сяду с нею рядышком:

     Расскажешь сказку ... (бабушка)

     5.Она все на свете помнит и

      знает

      И бабушка мамой ее

     Называет…(прабабушка)

   

 

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Верно! Мы будем говорить о семье.

-Сегодня мы расширим ваши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает.

.

Отгадывают загадки

Предположительные ответы детей

Познавательные: извлечение информации из разных источников (отгадывание загадок)

Коммуникативные:
умение передавать информацию, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

3Актуализация знаний

  и постановка учебной   задачи

4.Физкультминутка

5.Первичное закрепление

6.Подведение

итогов

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

-Родина каждого из нас начинается с родного дома, семьи.

-Скажите, а что в вашем понимании семья? Слайд №1

-Давайте построим свой дом под названием «Семья». Каждой группе я предлагаю написать на «кирпичиках», они  у вас на столах, слова с которыми у вас ассоциируется это понятие.

А сейчас, посмотрим, как раскрывается это понятие в словарях.

Слайды № 2,№ 3,№ 4

Послушайте стихотворение:

Для чего нужна семья?

Ну, конечно - для счастья!

Там я нужен всегда, там добро и участие.

   Да, человеческое счастье, вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

 

 А чтобы семья была счастливой

Как надо относиться  друг к другу?

- Откройте учебники на стр.42. Прочитайте тему урока и сравните с той, какую вы сформулировали сами.

 

 

-Давайте рассмотрим иллюстрации на этой странице.

-Как, одним словом назвать людей на картинке?

-Какое событие здесь показано?

-Как вы думаете, зачем люди дарят друг другу цветы подарки?

-Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

-Что такое традиция?

 

-А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на стр. 42 по ролям.

-Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу?

-Итак, определяем проблему - задаем вопрос

-Предлагайте свой вопрос, а потом сравним с вариантом автора  (стр.44)

-Прочитайте запись на слайде:

-Почему надо уважать семейные традиции?

-На этот вопрос мы сегодня ответим.

-Используя текст № 2, узнаем, как появилась семья, и объясним, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь  (слайд №5)

-Прочитайте 1-ый абзац.

-Теперь прочитайте определение слова род. (Слайд № 6)

-Прочитайте 2-й абзац.

-Теперь прочитайте определение слова семья.

-Прочитайте 3-ий абзац.

-Теперь прочитаем определение слова любовь (Слайд № 7)

-Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать их.

Проводит физкультминутку.

-Продолжаем искать  ответ на проблемный вопрос урока: «Зачем семье нужны традиции?»

-Человек рождается на свет маленьким и беспомощным. Он не может сам себя покормить, сменить памперс. Его жизнь полностью зависит от мамы с папой. Родители его любят и оберегают. А ребенок пока не может им ответить тем же. Но все равно его все любят в семье.

-Послушайте стихотворение

В. Берестов:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

-Что является опорой в жизни каждого человека?

-Человек растет и становится личностью. А чтобы он вырос настоящим человеком, надо чтобы семья передала ему эти духовные ценности через заботу друг о друге.  Помогают  в  воспитании и семейные традиции: совместные праздники, важные для семьи события. Кроме того, это культура общения, взгляды, распределение обязанностей по дому, привычка читать, ходить куда-то вместе с семьей, отмечать праздники в кругу семьи.

-Кто хочет  рассказать, какие традиции есть в вашей семье.

-Значит, что же представляют под собой семейные традиции и что складывается у ребенка под влиянием семейных традиций, что развивается?

(слайд – вывод)

- Посмотрите на стр.45.на схему и скажите, что дает человеку его семья? Сравните свой вывод с авторским.

-Агния Барто написала замечательное стихотворение о семье « Воскресение». Давайте прочитаем его на стр.46.

-Что герой стихотворения считает самым главным в семье?

-Как вы думаете, почему надо уважать семейные традиции?

-Давайте вернемся к целям нашего урока.

-Удалось ли нам достичь их?

-Что такое семья?

-Какое значение имеет семья для христианина?

-Какую семью можно назвать счастливой?

-Вам понравился урок?

-Что нового вы узнали?

-Кто сможет ответить на проблемный вопрос урока?

-На альбомном листе нарисуйте рисунок на тему «Моя любимая семейная традиция», подготовьте описание рисунка в 3-5 предложениях.

-В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля.

-Отмечать  стали его с 2008 года. Символом праздника стала ромашка, символ любви на Руси.

-Давайте сотворим волшебство.

-Пусть ваши желания о ценностях семьи поселятся на лепестках этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим.  Напишите их на лепестках ромашки.  

-Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего урока в вашу семью!

Вырезать из бумаги сердечко и написать на нем, кого бы вы впустили в свое сердце.  Это могут ваши родители, дедушки и бабушки, близкие вам люди,

 

Подбирают в группах слова,   пишут на  «кирпичиках», а затем строят из них дом.

Каждая группа зачитывает свои слова.

Работают в группах со словарями, находят объяснение слова семья.

-С любовью и заботой.

Работают с учебником.  Зачитывают тему урока, сравнивают со своими предположениями, делают вывод.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст в учебнике по ролям. Сравнивают мнения Оли и Игоря.

Определяют  проблему урока, высказывают свое мнение. Сравнивают свои выводы с вариантом автора.

Читают по абзацам объяснения слов.

Читают объяснение слов на слайдах.

Выполняют упражнения

Слушают рассказ учителя и размышляют над проблемным вопросом урока.  Рассказывают о традициях в своей семье.

Слушают учителя и находят ответ на вопрос: «Что является опорой в жизни каждого человека?»

-Семья

Рассказывают желающие

.

Высказывают свои предположения без научного объяснения.

Работают с учебником на стр.45 со схемой, отвечают на вопрос: «Что дает человеку его семья?»

Читает подготовленный ученик.

Находят главную мысль стихотворения.

-Традицию собираться по воскресениям всей семьей

Чтобы  в семье был всегда надежный тыл, мир и любовь, чтобы быть уверенными, что семья всегда поддержит и в трудную минуту,  и в радости.

Рисуют рисунки и делают описание.

Знакомятся с праздником: «День семьи». Изготавливают ромашку из готовых шаблонов и записывают на лепестках ценности, которые  укрепляют семью.

Личностные:

умение анализировать свою реакцию в предложенной ситуации,  делать выбор, находить критерии для обоснования своего суждения.

Регулятивные:

адекватная оценка заданий, осознанность собственных действий.

Коммуникативные:

умение работать в коллективе: слушать товарищей, оценивать их мнение, аргументировать свое мнение.

.

Познавательные:

извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема);

строить речевое высказывание в устной форме;

делать выводы на основе анализа объектов;

определять ключевые слова текста

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Оформлять свои мысли в устной форме;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные:

Обосновывать свой ответ, поиск информации в учебнике.

Регулятивные:

Анализ и оценка поступков героев, адекватная самооценка

Личностные:

Понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью

Познавательные:

умение обобщать, сравнивать.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.

Личностные:

Умение анализировать, опираясь на свой практический опыт, свои представления о ценностях семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?"

Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?" содержит рисунки и объяснения слов...

технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс модуль ОПК

урок изучения и первичного  закрепления новых знаний...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!

На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, 4 класс, "Учимся работать над проектами

Технологическая карта урока ОРКСЭ, 4 класс, "Учимся работать над проектами...