Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса: "Что такое семья? "
план-конспект урока по орксэ (2 класс)
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ для 4 класса. Тема урока: "Что такое семья?" Карта составлена с соблюдением основных требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_orkse-4_klass.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Чибышева Людмила Николаевна
Урок: ОРКСЭ
Класс-4
Тема урока: «Что такое семья?»
Тип урока: « Изучение нового»
Модуль: «Светская этика»
Проблемная задача: Почему надо уважать семейные традиции?
Цель урока: | Создание условий для формирования понятия о семье, семейных традициях, ценностях, духовности, культуре, добре и зле |
Задача урока: | Общеобразовательные: знакомство с понятиями род, семья, традиции, с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании отношений в семье и обществе. Развивающие: развивать умение ориентироваться в учебных моделях общественно-значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него, интерес к истории семьи и семейным традициям, навыки анализа и самоанализа. Воспитывающие: воспитывать любовь к близким, уважение к традициям своей семьи |
Планируемый результат: | Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения: формирование адекватной, позитивной самооценки и само восприятия, уважительное отношение к своей семье; знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение Познавательные УУД: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал); осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; Предметные УУД: соблюдать нравственные нормы поведения в семье, заботливо относиться к младшим, уважать старших; различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков. Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать процесс и результаты своей деятельности; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; |
Ресурсы: | Интернет технологии 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/47 Технические средства обучения. 1. Персональный компьютер. 2. Мультимедийная доска. Учебно-практическое оборудование. 1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью 2.Карточки с заданиями 3. Учебное пособие: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс |
Формы работы: | Парная, групповая, фронтальная |
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент). | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши счастливые глаза. Проверьте готовность к уроку. А сейчас, прикоснитесь ладонями друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у вас все получится сегодня. И я тоже хочу вам подарить частичку своего сердца. Возьмите сердечки, которые я приготовила для вас, и займите места в соответствии с цветом. Вы уже поняли, что будем работать в группах. И я хочу, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы. | Проверяют готовность к уроку. Прикасаются ладонями друг к другу. Создают позитивный настрой на урок. | Личностные: опыт самоанализа: готовность к работе и общению, собственное настроение, осознание причастности к общей коллективной деятельности. Регулятивные: организация рабочего места |
2.Мотивация к учебной деятельности |
-Посмотрите на доску. У меня не написана тема урока. Попробуйте сформулировать ее сами после того как отгадаете загадки.
Кто всегда нам очень нужен? Кто готовит, шьет, стирает И почти не отдыхает? Кто заботится о нас Каждый день и каждый час? (мама)
Отвезет семью на дачу, Починить готов утюг, Если тот сломался вдруг. Сильный, ловкий и отважный, После мамы - самый важный. (папа)
Его добрее нет Он папа папы моего А для меня он…(дедушка) 4.Радость в глазах, в глазах удивленье, В семье у нас нынче еще прибавленье! В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Хотя совсем седая, Я сяду с нею рядышком: Расскажешь сказку ... (бабушка) 5.Она все на свете помнит и знает И бабушка мамой ее Называет…(прабабушка)
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? -Верно! Мы будем говорить о семье. -Сегодня мы расширим ваши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает. . | Отгадывают загадки Предположительные ответы детей | Познавательные: извлечение информации из разных источников (отгадывание загадок) Коммуникативные: Регулятивные: |
3Актуализация знаний и постановка учебной задачи 4.Физкультминутка 5.Первичное закрепление 6.Подведение итогов 7.Рефлексия 8.Домашнее задание | -Родина каждого из нас начинается с родного дома, семьи. -Скажите, а что в вашем понимании семья? Слайд №1 -Давайте построим свой дом под названием «Семья». Каждой группе я предлагаю написать на «кирпичиках», они у вас на столах, слова с которыми у вас ассоциируется это понятие. А сейчас, посмотрим, как раскрывается это понятие в словарях. Слайды № 2,№ 3,№ 4 Послушайте стихотворение: Для чего нужна семья? Ну, конечно - для счастья! Там я нужен всегда, там добро и участие. Да, человеческое счастье, вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
А чтобы семья была счастливой Как надо относиться друг к другу? - Откройте учебники на стр.42. Прочитайте тему урока и сравните с той, какую вы сформулировали сами.
-Давайте рассмотрим иллюстрации на этой странице. -Как, одним словом назвать людей на картинке? -Какое событие здесь показано? -Как вы думаете, зачем люди дарят друг другу цветы подарки? -Как вы считаете, нужны ли людям традиции? -Что такое традиция?
-А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на стр. 42 по ролям. -Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем они противоречат друг другу? -Итак, определяем проблему - задаем вопрос -Предлагайте свой вопрос, а потом сравним с вариантом автора (стр.44) -Прочитайте запись на слайде: -Почему надо уважать семейные традиции? -На этот вопрос мы сегодня ответим. -Используя текст № 2, узнаем, как появилась семья, и объясним, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь (слайд №5) -Прочитайте 1-ый абзац. -Теперь прочитайте определение слова род. (Слайд № 6) -Прочитайте 2-й абзац. -Теперь прочитайте определение слова семья. -Прочитайте 3-ий абзац. -Теперь прочитаем определение слова любовь (Слайд № 7) -Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать их. Проводит физкультминутку. -Продолжаем искать ответ на проблемный вопрос урока: «Зачем семье нужны традиции?» -Человек рождается на свет маленьким и беспомощным. Он не может сам себя покормить, сменить памперс. Его жизнь полностью зависит от мамы с папой. Родители его любят и оберегают. А ребенок пока не может им ответить тем же. Но все равно его все любят в семье. -Послушайте стихотворение В. Берестов: Любили тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. -Что является опорой в жизни каждого человека? -Человек растет и становится личностью. А чтобы он вырос настоящим человеком, надо чтобы семья передала ему эти духовные ценности через заботу друг о друге. Помогают в воспитании и семейные традиции: совместные праздники, важные для семьи события. Кроме того, это культура общения, взгляды, распределение обязанностей по дому, привычка читать, ходить куда-то вместе с семьей, отмечать праздники в кругу семьи. -Кто хочет рассказать, какие традиции есть в вашей семье. -Значит, что же представляют под собой семейные традиции и что складывается у ребенка под влиянием семейных традиций, что развивается? (слайд – вывод) - Посмотрите на стр.45.на схему и скажите, что дает человеку его семья? Сравните свой вывод с авторским. -Агния Барто написала замечательное стихотворение о семье « Воскресение». Давайте прочитаем его на стр.46. -Что герой стихотворения считает самым главным в семье? -Как вы думаете, почему надо уважать семейные традиции? -Давайте вернемся к целям нашего урока. -Удалось ли нам достичь их? -Что такое семья? -Какое значение имеет семья для христианина? -Какую семью можно назвать счастливой? -Вам понравился урок? -Что нового вы узнали? -Кто сможет ответить на проблемный вопрос урока? -На альбомном листе нарисуйте рисунок на тему «Моя любимая семейная традиция», подготовьте описание рисунка в 3-5 предложениях. -В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля. -Отмечать стали его с 2008 года. Символом праздника стала ромашка, символ любви на Руси. -Давайте сотворим волшебство. -Пусть ваши желания о ценностях семьи поселятся на лепестках этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим. Напишите их на лепестках ромашки. -Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего урока в вашу семью! Вырезать из бумаги сердечко и написать на нем, кого бы вы впустили в свое сердце. Это могут ваши родители, дедушки и бабушки, близкие вам люди, |
Подбирают в группах слова, пишут на «кирпичиках», а затем строят из них дом. Каждая группа зачитывает свои слова. Работают в группах со словарями, находят объяснение слова семья. -С любовью и заботой. Работают с учебником. Зачитывают тему урока, сравнивают со своими предположениями, делают вывод. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. Читают текст в учебнике по ролям. Сравнивают мнения Оли и Игоря. Определяют проблему урока, высказывают свое мнение. Сравнивают свои выводы с вариантом автора. Читают по абзацам объяснения слов. Читают объяснение слов на слайдах. Выполняют упражнения Слушают рассказ учителя и размышляют над проблемным вопросом урока. Рассказывают о традициях в своей семье. Слушают учителя и находят ответ на вопрос: «Что является опорой в жизни каждого человека?» -Семья Рассказывают желающие . Высказывают свои предположения без научного объяснения. Работают с учебником на стр.45 со схемой, отвечают на вопрос: «Что дает человеку его семья?» Читает подготовленный ученик. Находят главную мысль стихотворения. -Традицию собираться по воскресениям всей семьей Чтобы в семье был всегда надежный тыл, мир и любовь, чтобы быть уверенными, что семья всегда поддержит и в трудную минуту, и в радости. Рисуют рисунки и делают описание. Знакомятся с праздником: «День семьи». Изготавливают ромашку из готовых шаблонов и записывают на лепестках ценности, которые укрепляют семью. | Личностные: умение анализировать свою реакцию в предложенной ситуации, делать выбор, находить критерии для обоснования своего суждения. Регулятивные: адекватная оценка заданий, осознанность собственных действий. Коммуникативные: умение работать в коллективе: слушать товарищей, оценивать их мнение, аргументировать свое мнение. . Познавательные: извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема); строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; определять ключевые слова текста Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Слушать и понимать других; Оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: Обосновывать свой ответ, поиск информации в учебнике. Регулятивные: Анализ и оценка поступков героев, адекватная самооценка Личностные: Понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью Познавательные: умение обобщать, сравнивать. Коммуникативные: Умение работать в группе, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания. Личностные: Умение анализировать, опираясь на свой практический опыт, свои представления о ценностях семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»
Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ по теме: "Что такое светская этика?"
Технологическая карта урока содержит материал: целевой блок, учебно- методический комплекс, ход урока...
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?"
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс "Что такое семья?" содержит рисунки и объяснения слов...
технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс модуль ОПК
урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!
На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...
Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...