Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 514.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль « Основы православной культуры»
Учитель Жмыхова Галина Михайловна
Класс 4 в
Всего 34 часа (1 раз в неделю)
по учебнику А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Использование ИКТ | Дата | |
план | факт | ||||||
1. | Россия - наша Родина | Урок открытия нового знания | Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции | Формулировать познавательную цель, основы гражданской идентичности личности | Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «РОССИЯ - НАША | ||
2. | Культура и религия | Урок открытия нового знания | Культура, религия, христианство, православие | Осуществлять поиск и выделение информации, инициативно сотрудничать в группе | Изображения православных храмов. Презентация учителя « Культура и религия» | ||
3. | Человек и Бог в православии | Урок открытия нового знания | Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура | Формулирование проблемы, поиск и сбор информации. | Иллюстрации икон (Троица, Спас и др.), презентация учителя «Человек и Бог в православии». | ||
4. | Православная молитва | Урок открытия нового знания | Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать | Формулирование учебной задачи на основе соотнесения «Знаю – не знаю», гигиигипотезывыдвижениегипотезгипотез и их обоснование | Мо лит ва «О тче наш », презентация учителя по теме урока | ||
5. | Библия и Евангелие | Урок открытия нового знания | Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча | Оценивать усваиваемый материал, исходя из личностных ценностей, слушать точки зрения своих товарищей. | Презентация учителя « Библия и Евангелие» | ||
6. | Проповедь Христа | Урок открытия нового знания | Вера, Нагорная Проповедь | Осуществлять мотивацию учения, исходя из личностного морального выбора, самостоятельное создание способа решения проблемы творческого характера | Символы веры, фотографии святых мест, презентация учителя « Проповедь Христа» | ||
7. | Христос и егокрест | Воплощение, Голгофа |
Его крест | Урок открытия нового знания | Выдвигать гипотезы и их обоснование | Презентация учителя по теме урока | |||||
8. | Пасха | Урок открытия нового знания | Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель | Формулирование учебной задачи, вносить необходимые дополнения в план и способ действия | Видео: « Пас ха. | |||
9. | Православное учение о человеке | Урок открытия нового знания | Душа Тело Болезнь Души | Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, разрешать конфликты альтернативными способами | Литература «Круго вая по р ук а добра» | |||
10. | Понятия «совесть» и «раскаяние» в православии | Урок открытия нового знания | Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние | Формулировать познавательную цель, составлять план и последовательность действий | слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть , презентация учителя по теме урока | |||
11. | Заповеди | Урок открытия нового знания | Заповеди Моисей | Сравнивать и анализировать учебный материал, контролировать и оценивать ответ партнера | Презентация «10 Заповедей», Аудио: «Д о р о га добра» , Минко в, Ю.Эн ти н. | |||
12. | Милосердие и сострадание | Урок открытия нового знания | Самарянин Милосердие Сострадание | Строить логические цепи рассуждения, находить способы разрешения проблемы в соответствии со своим моральным выбором | Презентация учителя « Милосердие и сострадание» | |||
13. | Золотое правило этики | Урок открытия нового знания | Грех Неосуждение | Планировать, определять цели, функции участников группы, искать способы взаимодействия . разрешения проблемы | Презентация учителя по теме урока | |||
14. | Храм | Урок открытия нового знания | Икона, благословление, иконостас, алтарь, | Оценивать усваиваемый материал, исходя из социальных ценностей, контролировать свое поведение и поведение партнера | Слайды с изображением и устройством храма | |||
15. | Икона | Урок открытия нового знания | Икона, святые, лик, нимб, молитва. | Самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера | Презентация учителя по теме урока | |||
16. | Творческие работы учащихся | Урок открытия нового знания | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища | ||||
17. | Подведение итогов | Преподобный. Святитель. | Представлять свою работу, защищать свою точку зрения. работтоварища | |||||
18. | Как христианство пришло на Русь | Урок открытия нового знания | Церковь Мудрость Крещение Исповеди | Осуществлять информационный поиск для выполне ния учебных заданий | Презентация учителя « Крещение Руси» |
19. | Подвиг | Урок открытия нового знания | Подвиг Жертва Богу Подвижник | Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. | Презентация учителя «Подвиг» Презентация учителя «Заповеди блаженства» | |||||
20. | Заповеди блаженств | Урок открытия нового знания | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. ЦарствНебесное. Миротворец | Осуществлять поиск и выделение информации о проповеди Христа, соотносить ее с жизненными ситуациями | ||||||
21. | Зачем творить добро? | Урок открытия нового знания | Благочестие, печаль, смерть, покаяние. | Отвечать добром на добро, быть благодарным, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Презентация учителя « Зачем творить добор?» | |||||
22. | Чудо в жизни христианина | Урок открытия нового знания | Святая Троица, добродетель, вера. | Находить добродетели в себе и других людях, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Презентация учителя «Чудо в жизни христианина» | |||||
23. | Православие в Божием суде | Урок открытия нового знания | Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Понимать, что добрым человеком может стать любой, корректировать свое поведение в случае конфликта | Притча о талантах | |||||
24. | Таинство Причастия | Урок открытия нового знания | Православные таинства. Крещение, Миропомазание | Определять наиболее эффективные способы достижения результата | Презентация учителя « Главные таинства церкви» | |||||
25. | Монастырь | Урок открытия нового знания | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. Инок | Готовность слушать собеседника, вести диалог. | Презентация учителя «Монашество» | |||||
26. | Отношение христианина к природе | Урок открытия нового знания | Христианское милосердие Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав нения, обобщения, | Презентация учителя « Отношение человека к природе» | |||||
27. | Христианская семья | Урок открытия нового знания | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции | Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо циональных состояний | Презентация учителя «Христианская семья» | |||||
28. | Защита Отечества | Урок открытия нового знания | Православие, Отечество, защитник, герой | Формировать основы российской гражданской идентичнос ти, чувства гордости за свою Родину | Презентация учителя « Любовь к своему Отечеству» | |||||
29. | Христианин в труде | Урок открытия нового знания | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда | Мотивировать к труду, работе на результат, бережно му отношению .ццценностямматериальным и духовным ценностям | Презентация учителя « Христианин труде» | |||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству | Урок открытия нового знания | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. | Осознавать свою любовь к Родине, как честный упорный труд | Презентация учителя по теме урока | |||||
31. | Творческие работы учащихся | Урок открытия нового знания | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища | ||||||
32. | Творческие работы учащихся | |||||||||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Урок общей методо- логиче- ской направ- ленности | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища | ||||||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Представлять свою работу, защищать свою точку зрения, оценивать работу товарища |
Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические толы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2012
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
Список литературы:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
- Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет– ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
- Энциклопедическая и справочная литература
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010 г.
- Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
- Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Согласовано Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ № 11 от 30.08.2015№1 _________________________ Руководитель МС С.В. Андрейченко | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ Е.В. Слесарева от______________2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ
Календарно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" по учебнику А.В.Кураева...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-127583-1462593339.jpg)
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-216315-1362514650.jpg)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ (34часа)
Подробное планирование....
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура» для 3 класса на 2015 – 2016 год
Приложение к авторской программе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-615261-1427723584.jpg)
Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди
Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.· способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-383355-1491666450.jpg)
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/26/picture-459972-1561499767.jpg)
Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...