Урок на тему «Дружба»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Нестеренко Елена Васильевна

 

Модуль "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Дружба»

      Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), 4 класс

Модуль «Основы светской этики»,  урок №14

УМК «Школа России»

Тема: «Дружба» (1 час)

Цель:формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Задачи:

- показать значимость, необходимость и ценность дружбы в жизни каждого человека;

- развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;

- воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- формировать умение отбирать главное, синтезировать;

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование урока:учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 - 5 классы,

Ход урока:

Ι.  Организационный момент  и мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я приехала к вам издалека и очень рада вас всех видеть. Зовут меня Елена Васильевна. Я приехала к вам, чтобы познакомиться с вами и подружиться.

В гости принято ехать с подарками. Я тоже привезла вам небольшой подарок.

-Скажите, вы любите путешествовать?

У меня в руках приглашение.

-Хотите его прочитать?

(Дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем провести ваш урок на нашей сказочной планете «Смурфляндия» и выполнить очень много интересных заданий.

Мы очень ждем вас!     С уважением, Смурфики»)

Сегодня нам выпал великолепный шанс познакомиться с ними, подружиться и обсудить очень важные понятия, которые мы должны обсудить сегодня на уроке.

-Итак, в путь! Закройте глаза!

( доска открывается, на ней иллюстрации Смурфиков, название планеты, перевернуты карточки: ДРУЖБА, ДРУГ, ДРУЖИТЬ,ПРИЯТЕЛЬ)

II. Актуализация знаний и формулирование  темы урока.

Откройте глаза! И мы с вами  в гостях у Смурфиков. Они очень дорожат такими понятиями, которые спрятали под этими карточками.

Давайте перевернем их и прочитаем.

- Сформулируйте тему урока.

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Действительно, мы сегодня будем говорить о дружбе. 

Давайте отложим дела на потом

    О дружбе расскажем, о дружбе споем.

    Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом 

III. Изучение нового материала.

Первый, кто встречает нас – это самый старший житель этой планеты –ПАПА СМУРФ. У него к вам вопрос:  -А как вы думаете, что такое дружба?

(ответы детей)

В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.

И тут в разговор всупает  Красавчик.

- Как называют людей, которых связывает между собой дружба?

Он говорит о том, что Иметь друга - великое благо.

_ А кто такой друг? (ответы детей)

В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:

Друг человек, связанный с кем-то дружбой

Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.

Живя в обществе и общаясь с людьми человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой - отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Есть еще много разнообразных отношений между людьми. С моральной точки зрения все они должны быть добродетельными. Так, например, хорошие отношения между соседями называются добрососедскими, т.е . отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения ущерба друг другу.

Все отношения между людьми должны строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

Дружба — межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах между людьми. В основе дружбы лежат взаимные симпатии, искренность в отношениях, общие увлечениях и занятия. Дружба - это нечто больше, чем приятная компания или близость интересов. Прочная дружба возможна только при соблюдении определенных правил и норм, главными из которых являются уважение друг друга, обязательность, способность и умение признавать свои ошибки. Прочная дружба это и забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.

Вопросы истинной и неподкупной дружбы волновали умы людей во все времена. Во всем мире Международный день друзей имеет огромную популярность, постепенно этот праздник приходит и в Россию. У нас его отмечают 9 июля.

Существенными чертами дружбы являются следующие:

- У настоящей дружбы есть отличительные черты. Назовите их, прочитав в учебнике(стр.32 – 33) и запишите

1.Избирательность

Мы не выбираем своих соседей или одноклассников. И мы не обязаны с ними дружить, достаточно просто ровных и дружелюбных (но не дружеских) отношений. Друзей же человек выбирает сам. Это очень сложный выбор, потому что по этому выбору во многом будут судить и о нем. Не случайно говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»

– отношения доверия. Дружба – это взаимоотношения на основе взаимной открытости, доверии, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Причем отношения доверия должны быть взаимными. Друзья доверяют друг другу не только в том смысле, что друзья делятся своими секретами и тайнами. Отношения доверия значительно шире. Доверие – это уверенность в том, человеке, в его действиях в трудных жизненных ситуациях. Когда мы кому-то доверяем, то это значит, что можем предвидеть его поступки и одобряем их.

2.Бескорыстность

Друзья получают удовольствие от того, что доставляют приятное другому. Если кто-то помогает в расчете на благодарность, то он не является другом. Это не всегда означает, что он плохой человек. Такие люди могут быть хорошими приятелями, но не другом. Настоящие друзья не ждут, когда их позовут на помощь, а сами ее предлагают.

3.Взаимная симпатия и общность интересов

Друзья – это люди близкие по духу, поведению и увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет различий. Различия между друзьями обогащают дружбу, делают ее интересней. Особенность дружбы заключается в том, что друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.

Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друзей за «красивые глаза». Умеет человек красиво и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.

- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных?

- Давай, согласился Вася.

Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину.

-Пожар! Пожар! - кричит.

Подбежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Серёжа заслонил машину от ребят.

-Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Серёжа.

- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они играть. Пришёл Вася.

-И меня примите.

- Не примем, - сказал Серёжа.

- Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

-То - вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы:

1.. Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю?

2.Умеет ли Серёжа дружить?

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать –
То вряд ли это друг...
-А сейчас посмотрите сюда. Вот письмо. Хотите его прочитать?( Собираем Дом дружбы, работаем над понятиями)

- Ребята! А какими чертами характера должен обладать настоящий друг?

У каждого из вас на стуле закреплена карточка. Возьмите ее и прочитайте.

- Встаньте те ребята, у кого карточка – черта характера настоящего друга.

- А сейчас встаньте те, у которых карточка – каким не должен быть друг.

Друг- это слово большое,

Друга найти нелегко!

Друг-это значит второе

Общее сердце твое!!!!

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- А почему случается так, что дружба распадается? - Что может помешать дружбе?

Давайте сделаем “Поляну Дружбы”. У вас на партах лежат цветочки, напишите на них то, что, по-вашему мнению, надо делать, чтобы крепкая дружба не сломалась.(работа в группах). Один выступает у доски.

-А сейчас давайте сравним  эти предположения с предположениями Смурфиков.

. - Послушайте притчу о дружбе,  которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:

«Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.»
–О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, даже когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».

Ученые - психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.

1. доверять другу;

2.делиться новостями, успехами или неудачами;

3.уметь хранить чужие тайны;

4.радоваться вместе с другом его успехам;

5.предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

6.стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

7.защищать друга;

8.не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

9.уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя;

10.всегда выполнять свои обещания.

- Ребята! Я думаю, если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то станете настоящими друзьями, и у вас будет много друзей.

-Ребята! А знаете ли вы, что такие правила наш народ создал давно. Это наши пословицы и поговорки. У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу». Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение.

- Пословица разделена на две части. Каждый ученик получает одну часть пословицы. Ему надо найти свою вторую половинку и объединиться в новую пару.

  1. Нет друга – ищи, … …а нашел - береги
  2. Не имей сто рублей - … … а имей сто друзей.
  3. Человек без друзей … … что дерево, без корней.
  4. Дружба – как  стекло :.. …  разобьёшь – не  сложишь
  5. Старый  друг  … … лучше  новых  двух.
  6. Скажи  мне, кто  твой  друг,   … … и  я  скажу, кто  ты.
  7. Дружбу  помни,… …  а  злобу  забывай.
  8. Будь  с  другом  и  в  горе,… … и  в  радости.
  9. Дружба крепка не лестью,…. а правдой и честью.
  10. Не тот друг, кто на пиру гуляет, ….. а тот, кто в беде помогает.
  11. Друг спорит,…. а враг поддакивает.
  12. Дружба не гриб, ….в лесу не найдёшь.
  13. Друг лучше старый,…. а платье новое.

V. Закрепление изученного материала.

- Какие отличительные черты дружбы проявились в этих пословицах?

- Часто дружба проверяется на прочность в различных ситуациях. Некоторые из них мы сейчас разберем, чтобы понять, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Работа в парах.  «Как бы я поступил?»

- Выберите и обсудите в парах предложенную ситуацию.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

VI. Творческое задание.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Ребята! Вспомните, какие вопросы мы задавали в начале урока. На все ли вопросы получили ответ? Урок небольшой и, конечно, мы не смогли дать ответы на все вопросы. А где вы можете еще найти ответы на ваши вопросы самостоятельно? (книги, фильмы о детях, мультфильмы, интернет, энциклопедии…)

VIΙ.Итог урока.

- Оцените  свою работу на уроке

  • Мне было сегодня интересно.
  • Я сегодня был активен.
  • Тема разговора для меня была важна.

- Как на уроке работал класс:

  • Добросовестно
  • Увлеченно
  • Без интереса

VIΙ. Домашнее задание: составить «Кодекс дружбы» (перечень правил, которыми должны пользоваться друзья). У каждого из вас наверняка есть друзья. Можете ли вы назвать их настоящими друзьями. Обоснуйте свою точку зрения.

Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями, учителями.

- Дети ! Давайте возьмемся за руки. Передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение своим друзьям. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И мне кажется, что этот урок даст начало той большой дружбы, которую мы перенесем через всю школьную жизнь.
Желаю вам верных друзей
! Спасибо за урок

С друзьями так легко в любое время года,

Гулять, играть и просто слушать  медленную речь...
Все это дружбою зовется,
Давайте же всегда ее беречь!

В глазах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Все это дружбою зовется,
Давайте же  научимся дружить!

За друга можно и в огонь, и в воду,
Мы с другом все напасти победим!
Все это дружбою зовется,
Давайте же сердца ей отдадим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСиЭ. Тема :"Дружба"

Имеется конспект урока и презентация (подработала для учеников своего класса)...

разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)

Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)

Данный конспект поможет  провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....

Урок по теме "Дружба"

Презентация к  интегрированному уроку  по окружающему миру  и русскому языку...

Разработка урока по теме "Дружба" . Предмет ОРКСЭ. 4класс.

Данную разработку можно использовать на уроке "Основы светской этики" в 4 классе....