Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская Этика"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа адресована учителям, преподающим ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.44 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 с изменениями и дополнениями),основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4, утвержденной решением педагогического совета (протокол № 1 от 27.08.2015г), с учетом авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» (А.Я. Данилюк), Москва, «Просвещение», 2014г.
Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
- Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
II. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе. Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка. Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе. В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.
Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
- Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
VI. Содержание курса
Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
VII. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности учащихся
Модуль «Основы светской этики»
№ ур | Содержание курса | Кол-во час | Тематическое планирование | Характеристика типа деятельности учащихся (УУД) |
1 | Россия - наша Родина - полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность. | 1 | Россия - наша Родина. | - развивать коммуникативные Компетенции; - способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета; - углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и т.д.) |
2 | Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика | 1 | Что такое светская этика? | - способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; |
3 | Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура | 1 | Мораль и культура. | - развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; - способствовать развитию готовности слушать собеседника; |
4 | Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе; | 1 | Особенности морали. | - способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; - воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; |
5 | Добро и зло. Основные термины и понятия. Добро, зло, гуманность | 2 | Добро и зло. | - способствовать формированию у детей представления о добре и зле; - раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; - способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; - воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; |
6 | ||||
7 | Взаимосвязь добродетели и добра, порока и зла. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок. | 1 | Добродетели и пороки. | - способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок; |
8 | Долг и совесть. Честь и достоинство. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | 1 | Добродетели и пороки. | - способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство; |
9 | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | 1 | Свобода и моральный выбор человека. | - мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свои поступки; |
10 | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | 1 | Свобода и ответственность. | - мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; - способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека; - формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности; |
11 | Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | 1 | Моральный долг. | - мотивировать учащихся на - способствовать формированию умения слушать и вести диалог; - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения; |
12 | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | 1 | Справедливость. | - формировать навыки работы с текстом; - мотивировать учащихся на - способствовать развитию |
13 | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | 1 | Альтруизм и эгоизм. | - мотивировать учащихся на - способствовать формированию умения слушать и вести диалог; - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения; |
14 | Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе). | 1 | Дружба. | - способствовать развитию - мотивировать учащихся на - формировать навыки работы в группе; - способствовать осознанию |
15 | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Что значит «быть нравственным» в наше время? | 1 | Что значит быть моральным? | - мотивировать учащихся на личностный выбор; -способствовать формированию умения слушать и вести диалог; -формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную, точку зрения; |
16 | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | 1 | Подготовка творческих работ | - способствовать формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение постановки целей и задач; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
17 | Обобщение основных содержательных моментов курса. | 1 | Подведение итогов. Творческий отчет. | - способствовать обобщению знаний, понятий и представлений о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; - развивать умение слушать - способствовать развитию |
18 | Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | 1 | Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества | - способствовать формированию понимания, что семья – основа моральных устоев человека; - уметь объяснить происхождение слова семья, род; |
19 | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | 1 | Нравственный поступок. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие; |
20 | Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | 1 | Золотое правило нравственности. | - мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире; - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни; |
21 | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | 1 | Стыд, вина и извинение. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие; |
22 | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | 1 | Честь и достоинство. | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей; |
23 | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | 1 | Совесть. | - уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть; - знать какие компоненты - уметь приводить примеры - уметь составить план статьи из пособия для учащихся; |
24 | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | 1 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали; - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей; |
25 | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | 1 | Джентльмен и леди. | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали; - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей; |
26 | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре России: труженики, патриоты, воины, коллективисты. | 1 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | - способствовать формированию понимания и мотивировать на принятие ценностей: Отечество, нравственность, патриотизм; - формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять - развивать умение слушать собеседника и вести диалог; |
27 | Этикет и его значение. Правила этикета для каждого | 1 | Этикет. | - познакомить с основными нормами и правилами и кета; - способствовать осознанию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - мотивировать на саморазвитие этических чувств как регуляторов морального поведения; |
28 | История возникновения праздников. Значение праздника в жизни человека. Выбор подарка - ответственное дело. | 1 | Семейные праздники. | - познакомить с историей возникновения праздников; - сформировать представление о значении праздника в жизни человека; - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур; - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; |
29 | Понятие ценности. Жизнь человека - высшая ценность для самого человека, его близких, общества, мира. Уникальность, неповторимость жизни. | 1 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | - способствовать пониманию значения жизни человека как высшей ценности; - формировать логические действия анализа и обобщения, построения рассуждений, - мотивировать на готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; |
30 | Категории любви. Любовь - основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Любовь и уважение к Отечеству. | - способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, - мотивировать на личную - способствовать укреплению веры в Россию; |
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Патриотизм многонационального и многоконфессионного народа России | |
32 | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Подготовка творческих проектов. | - учить определять общую - способствовать развитию - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; | |
33-34 | Повторение основных содержательных моментов курса | 2 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | - способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение - обобщить знания, понятия |
Итого | 34 |
- Материально- техническое обеспечение учебного предмета
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд | |
Для учащихся: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4-5 класс. – М.: Просвещение 2013г Для учителя: 1) Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Миронова Т.Н. и др. Книга для учителя. - Москва. «Просвещение». 2012г. Для родителей: Данилюк А.Я. Книга для родителей.- Москва. «Просвещение». 2012г. | К К К | |
2. | Технические средства обучения | |
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт таблиц. Экспозиционный экран. АРМ учителя | Д Д Д | |
3. | Экранно – звуковые пособия | |
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). Аудиозаписи в соответствии с содержание обучения (в том числе в цифровой форме). | Д Д | |
4. | Оборудование класса | |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Ф Д Д |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 26 августа 2015 г. № 1 Руководитель ШМО ____________ Степко Е.Г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Елисеева О.М. подпись Ф.И.О. 26 августа 2015 года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика
рабочая учебная программа разработана на основе программы А Я Данилюка...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....