Урок ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Тема: ДОРОГА ДОБРА
Цель:
Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры межличностных отношений.
Задачи:
- создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых взаимоотношений;
- формировать личностные качества у учащихся, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение различать добро и зло, развивать духовно – нравственный потенциал учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к родителям и другим взрослым, доброе и вежливое отношение к сверстникам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Информационное обеспечение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, отрывок из мультфильма «Просто так», отрывок песни «Дорогою добра», карточки настроения, карточки с пословицами, Заповеди Божии, солнышко из цветного картона и лучики.
Ход урока:
I этап. Организационный
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству. Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Какой сегодня солнечный день! Сегодня мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и попытаемся угадать, по какой дороге нам предстоит путешествовать. Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» | Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Смотрят мультфильм. |
11. Изучение нового материала
Цель этапа (планируемый результат): правильное и осознанное усвоение содержания изучаемого учебного материала, развитие познавательной активности учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Делает вступительное слово Ребята, кого вы увидели в мультфильме? Какие они? (Подвести учащихся к ответу, что мальчик добрый). По какой же дороге мы отправимся путешествовать? Правильно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дороге добра. Слайд 1. Диагностика настроения. С каким настроением мы отправляемся путешествовать? Перед вами карточки. Обведите того человечка, у которого такое же настроение, как у вас сейчас. (Приложение 1. Карточка настроения) Теперь мы смело можем отправляться в путь. Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Пожелаю: “Доброго пути!” - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. Начинаем путешествие. Закройте глаза, и представьте, что мы плывем по морю. Шумят волны, кричат чайки… Откройте глаза. Первый пункт нашего путешествия – станция «Добра и зла». Слайд 2. – Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Учитель обобщает ответы детей) – Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Прочитайте слово (хором). - Всегда ли вокруг нас добро? – А что такое зло?
Послушайте две ситуации и определите, где проявляется добро, а где зло. 1.Ребята шли с занятий домой. Лена очень устала. Саша предложил: «Давай я понесу твой портфель». 2. Дети подошли к пешеходному переходу. Там стояла бабушка с тяжёлой сумкой. Посмотрев равнодушно на старушку, дети прошли мимо. - Как нужно поступить, чтобы проявить добро? Доброте нужно учиться с детства. Доброта радует людей и делает их веселыми, счастливыми, стойкими к неудачам. -Как вы считаете, чего больше на Земле: добра или зла? Если считаете, что больше добра – нужно встать. Если больше зла – сидите на месте.
Вывод учителя: Слайд 3. В одной из древних книг сказано: "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни учителям. следующая станция «Солнечная». Слайд 4. – В народе говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? Всю планету нашу освещает солнце. Что нам даёт солнце? – Ребята, давайте создадим своё солнышко с его тёплыми лучами. (на доске СОЛНЦЕ улыбается, на столе у учителя лучики) –Чего не хватает у нашего солнышка? - Давайте добавим солнечные лучики, называя слова , которые сочетаются со словом «доброта». - Вот какое чудесное солнышко у нас получилось! Солнышко освещает нашу дорогу, его лучики помогут нам справиться с любыми трудностями в пути. Следующая станция – « Отдыхай – ка!» Слайд 5. - Вот и пришло время нам немного отдохнуть. Физминутка Медвежата в чаще жили, Головой они крутили. Вот так, вот так, Головой они крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так, Выше лапы поднимали. Станция «Познавайка» Слайд 6. Люди издавна стремились к добру и отвергали зло. Это отражено в пословицах, которые передавались из поколения в поколение. Давайте проверим, как вы знаете пословицы. Приложение 2. (Учащимся предлагаются карточки с пословицами, поделенными на две части. Нужно собрать пословицу.) – Всегда ли мы дарим добро самым близким нам людям? - Кого вы считаете самыми дорогими людьми на свете? Следующая станция «Заповедная» Слайд 7. Я хочу познакомить вас, ребята, с Божиими заповедями. Понятие «добро» с точки зрения православных людей означает жизнь по Божиим заповедям. Заповеди – это правила, которые люди должны соблюдать. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно - в Библии. (Показывается Библия). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею Богом были даны десять правил – о том, как нужно жить человеку. Они были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. Приложение 3. Заповеди Божии. Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Сегодня мы с вами познакомимся с пятой заповедью про отношения людей друг к другу . - Давайте её прочитаем. -Подумайте и скажите, как вы должны относиться к родителям, что бы исполнилось то, что в заповеди написано. Говорят, если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. Спешите делать добро! Слайд 8. Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Тот, кто добро творить умеет,
| Слушают, отвечают на вопросы. Ответы: мальчика и ослика Ответы: ослик грустный, мальчик веселый, добрый Отвечают: по дороге добра. Обводят «смайлика» (Ответы детей) (Ответы детей)
Зло – это всё отрицательное: плохие качества, вредные привычки. Ответы детей Высказывают свое мнение. Дети встают. (Ответы детей) (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.) (Ответы детей.) (Ответы детей.) (Ответы детей) (теплоту, свет, заботу) Дети называют слова и прикрепляют лучики к солнышку: любовь, ласка, внимание, терпение, понимание, нежность, отзывчивость, верность, забота Выполняют упражнения Дети складывают пословицы из частей. Работа в парах. Ответы детей Маму и папу В Библии (Зачитывают заповедь). Ответы детей |
111 этап. Контрольно-коррекционный
Цель этапа (планируемый результат): выполнение задания, обнаружение своих затруднений, коррекция их.
Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
станция «Волшебная» Слайд 9. Ребята, наше путешествие по дороге добра подошло к концу. Но не нужно огорчаться, ведь свое путешествие по жизненной дороге добра вы только начинаете. Говорят, если очень сильно захотеть, все, что пожелаешь, сбудется. Если бы у вас была волшебная палочка. Какое желание вы бы исполнили?
| Ответы детей. |
1V этап. Рефлексия, итог урока.
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Каково сейчас ваше настроение? Измелилось ли оно после путешествия? Отметьте того человечка¸ у которого такое же настроение как у вас в данную минуту. Представьте своё сердце. Сколько оно может вместить любви и добра! Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. В это время звучит куплет песни «Дорогою добра». Слайд 10. Спасибо, ребята, за ваш добрый труд! Слайд 11. | Повторно обводят «смайлика» Дети повторяют действия учителя, по очереди прикладывают ладошки друг к другу. |
Список используемой литературы
- http://svetoch-opk.ru/dir/prochie_sajty/1
- http://orthgymn.ru/opk/
- http://viki.rdf.ru/item/53/
- http://aphorism-list.com/index.php?page=poslovica&tk
- http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html
Приложение 1. Карточка настроения
Приложение 2. Карточки с пословицами
Доброе слово лечит, | злое калечит |
Делай другим добро - | будешь сам без беды |
Жалость – со слезами, | доброта – с мозолями |
Не суди по силе рук, | суди по силе сердца |
Кто любит добрые дела, | тому и жизнь мила |
Не ищи красоты, | ищи доброты |
Красота до вечера, | доброта на век |
При солнышке тепло, | при матери добро |
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе
Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...