ОДНКНР 5 класс "Светская этика"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу ОДНКНР 5 класс "Основы светской этики" М.Т. Студеникина - 17 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr_5_klass.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №28»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _____________________________ Руководитель МО __________________________/________ Фио подпись Протокол № ______ от ___________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР __________________ О.А. Пронина
«______»_____________________20___ г. | «Утверждаю» Директор школы ____________________ А.А. Фаизов. Приказ № __________ от «______» ___________________20___г. |
Рабочая программа
По предмету (спецкурсу) ОДНКНР. Основы светской этики.
Класс 5А, 5Б, 5В базовый уровень, на 2016-2017 учебный год
Педагог Грушина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, первая категория
г. Ульяновск, 2016 г.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
- Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Тема 1. Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение
- Тематическое планирование
Условные обозначения: Урок изучения нового и первичного закрепления знаний — уинпзз. Урок обобщения и систематизации знаний — уозс. Урок проверки, оценки и контроля знаний — упокз. Урок закрепления знаний и выработка умений — уззву. Урок комплексного использования знаний — укиз. Комбинированный урок — ку.
№ | тема урока | кол–во часов | тип, форма урока | вид и формы контроля | дата урока | |
План | факт | |||||
1 | Введение в предмет | 1 | Вводный | 1 неделя | ||
2 | Гражданин России | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | 2 неделя | ||
3 | Порядочность | 1 | Комбинированный | 3 неделя | ||
4 | Совесть | 1 | Комбинированный | 4 неделя | ||
5 | Доверие и доверчивость | 1 | Комбинированный | 5 неделя | ||
6 | Милосердие и сострадание | 1 | Комбинированный | 6 неделя | ||
7 | Правда и ложь | 1 | Комбинированный | 7 неделя | ||
8 | Традиции воспитания | 1 | Комбинированный | 8 неделя | ||
9 | Честь и достоинство | 1 | Комбинированный | 9 неделя | ||
10 | Терпимость и терпение | 1 | Комбинированный | 10 неделя | ||
11 | Мужество | 1 | Комбинированный | 11 неделя | ||
12 | Равнодушие и жестокость | 1 | Комбинированный | 12 неделя | ||
13 | Самовоспитание | 1 | Комбинированный | 13 неделя | ||
14 | Учись учиться | 1 | Комбинированный | 14 неделя | ||
15 | Речевой этикет | 1 | Урок закрепления знаний | 15 неделя | ||
16 | Мои права и обязанности | 1 | Комбинированный | 16 неделя | ||
17 | Итоговый | 1 | Повторительно-обобщающий | 17 неделя |
Лист коррекции выполнения рабочей программы
№ изменения в порядок реализации рабочей программы | Содержание изменений в установленный порядок реализации рабочей программы (изменение планируемой даты проведения урока / изменение последовательности изучения тем) | Причины внесения изменений в установленный порядок реализации рабочей программы (больничный лист учителя, причина отмены занятий в школе) | Дата проведения нереализованной в установленный срок темы (кол. час.) | Отметка о ликвидации отставания в прохождении рабочей программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОДНКНР на тему "Христианское учение о спасении"
Урок "Христианское учение о спасении" разработан по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль основы православной культуры) .Автор учебника Л. Л. Шевченко...
рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса ОДНКНР
Рабочие программы разработаны в соответствии ФГОС второго поколения. Программы содержат пояснительную записку с описанием УУД, КТП с описанием видов учебной деятельности, форм текущего кон...
рабочая программа по ОДНКНР 5класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по учебнику Н,И. Ворожейкина, Д.В. Заяц...
Рабочая программа ОДНКНР 5класс
Рабочая программа по предмету ОДНКНР 5класс...
Открытое активное занятие в 1 классе по программе "Истоки и воспитание на социокультурном опыте" по теме "Слово ЖИТЬ" на семинаре "Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе".
Активное занятие с участием родителей. Ресурсный круг "Слово ЖИТЬ". Цель: развитие у детей системы духовн...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса
Рабочая программа комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Основы религиозных культур народов России) для 5 класса составлена на основе Программы курса к...
Программа курса «ОДНКНР» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС
Программа курса «ОДНКНР» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС , который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в ф...