Открытое активное занятие в 1 классе по программе "Истоки и воспитание на социокультурном опыте" по теме "Слово ЖИТЬ" на семинаре "Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе".
план-конспект урока по орксэ (1 класс) на тему

                 Активное занятие с участием родителей. Ресурсный круг "Слово ЖИТЬ".

         Цель: развитие у детей системы духовно-нравственных ценностей жизни.

  Активное занятие  расширяет кругозор и словарный запас детей,  развивает образное и логическое мышление, формирует навыки продуктивного диалога и сотрудничества. Активное участие родителей (работа проходит по группам, которая состоит из 4 детей и 2-3 взрослых) способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Такие занятия устраняют разрыв между Школой и Семьей в вопросах воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnoe_zanyatie.docx129.51 КБ

Предварительный просмотр:

                              Открытое активное занятие в 1-м классе

 по программе «Истоки и воспитание на социокультурном опыте» по теме «Слово ЖИТЬ»

на семинаре «Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе»

 в рамках конференции «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества».

Проект «Будущее наследие».

XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. (Москва.26.01.16.)

Ресурсный круг «Слово «жить»

Цель занятия: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

Задачи:

-дать представление о жизненно важных категориях для человека и на основе активных форм обучения развить духовно-нравственные ценности ребенка;

-в совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения устранить разрыв между школой и семьей в вопросах воспитания;

-создать психологически комфортную среду, которая является закономерным результатом групповой деятельности детей, родителей и учителя.

  1. Подготовительный этап (на доске слово «жить»)

         Я вам сейчас покажу некоторые предметы. Что они могут нам рассказать о том, как жили люди, которым они принадлежат? Как вы думаете, как они связаны со словом «жить»?

        По группам:

(отвечает группа по сигналу «шарик на ножке»)

- фото  семьи (родители дали жизнь)

-медаль (солдат сохранил жизнь людей, отдал свою жизнь)

-колос (символ мирной жизни, хлеб)

-репродукция картины Васнецова «Богатыри» (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич охраняют жизнь, а картина иллюстрирует пословицу (народную мудрость) «Жить-родине служить»)

-сборник русских народных сказок (делают жизнь интересной, сохраняют культуру)

-глобус (помогает узнать, насколько интересна жизнь разных народов, как важно, чтобы народы жили в мире)

          Все эти предметы нам рассказывают о добрых делах, которые сохраняют жизнь, продолжают ее.

         Слово «жить» имеет несколько значений: колос живет 1 лето, а человеку жизнь дана на многие годы. Она, как долгая дорога, ведет нас вперед.

  1. Основной этап

     (На доске появляется «ДОРОГА ДОБРОТЫ»)

А наша дорога проходит через поля, леса, реки и … через знакомый нам мост.

Вспомните, какое он носит название и почему? (Пермяк «Пичугин мост»)

Почему новый мост сохранил свое старое название? (Люди всегда помнили о том добром деле, которое сделал обыкновенный школьник)

  Вот и мы с вами сейчас построим свой мостик. Только он будет необычный: из народной мудрости, из пословиц и поговорок о труде. Каждая команда получит конверт, а в нем «цветную  досочку» для нашего моста. Ваша задача: потрудиться,  составить пословицу, аккуратно приклеить ее на конверт, и обсудить, чему она учит.

Если сердце бьется,

Все внутри кипит.

Значит, твое сердце о других болит.

Без добра, как видно, и его тепла

Не поет от счастья, НЕ ЖИВЕТ душа!

        (Фрагмент песни М.Минкова «Дорогою добра»)

     Одновременно группа получает конверт с разобранной пословицей, которую нужно собрать и наклеить:1) Жизнь дана на добрые дела 2) Без труда нет добра 3) Доброе дело 2 века живет 4)В народе тот не забудется, кто честно трудится 5)Благо жизни в труде 6) Радовать других – радоваться самому

         (Представитель группы озвучивает пословицу и объясняет связь с произведением Пермяка.)

 - Какие 2 слова спрятались в слове «ДОБРОТЫ»?

                На доске ДОРОГА ДОБРО ТЫ

            Добрые дела и окружают нас повсюду, и ожидают нас повсюду. Конечно, многие дети мечтают совершить настоящий подвиг. Но гораздо важнее проявлять свою помощь и поддержку каждый день.

          (Дети читают заранее подготовленные стихи:)

У крыльца малыш споткнулся,

Прямо в луже растянулся.

Костя встать ему помог

И сказал:»Не плачь, дружок!»

Нина книжку потеряла

И везде ее искала.

А вот Анечка нашла

И подружке принесла.

Видит бабушка неважно.

Подает очки Наташа.

Помогает стол накрыть

И цветы в саду полить.

Дед болеет. Внук несет

Книжку, яблоко, компот,
Шепчет деду:»Не болей!

Выздоравливай скорей!»

         Напомните мне, пожалуйста, в каком добром деле принимали участие вы и вся наша школа осенью? (Мы с вами участвовали в благотворительной ярмарке фонда «Подари жизнь»)

         А что значит «подарить жизнь»? (помочь, поднять настроение)

Добрые щедро больным помогают.
Добрые дарят тепло и уют.

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут!

              Давайте мы сейчас попробуем добавить в нашу жизнь капельку доброты.

   Индивидуальная работа с текстом Митты «Шар в окошке»:

Чтение, ответы на вопросы:

-Почему Коле было грустно?

-Как друзья поддержали Колю?

-Как вы думаете, Коля скоро поправится, почему?

  Групповая работа. (ПЕРЕХОДИМ К ОБСУЖДЕНИЮ)

  Мы с вами сейчас  будем составлять письмо хорошего настроения, которое мы отдадим нуждающемуся в нашей поддержке человеку (работа в группе). Письмо должно получиться добрым и искренним. А это зависит от каждого из вас. Команда делится пополам. У каждой подгруппы своя половинка письма, которую нужно наполнить словами, которые вернут человека к жизни. У вас на карточках есть слова-помощники.  (Например: «дорогой, незнакомый, новый, будущий и т.д.» друг.)  Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Нужно выбрать самые, на ваш взгляд, искренние, аккуратно вписать их в письмо и соединить половинки письма в единое целое.

 1 представитель от команды принимает участие в оформлении общего большого  конверта для писем доброты.

                             Здравствуй,  __________________ друг!

Если тебе сейчас __________________, прочти это  письмо. Мы очень любим ___________________________________________________________________________.

Мы желаем тебе____________________________________________________________.

 Не грусти! Все будет _____________________________!

                                                                          Твои _____________________________________.

Делегирование участника.

-Можно ли такое письмо отдать незнакомому человеку? (Да.)

Такое жизненно важное письмо конечно же нужно охранять. А кто же будет нашим бесстрашным охранником?

      Мне хотелось бы рассказать  1 историю. Осенью во французской полиции случилась беда: от рук преступников погибла служебная собака, которая долгие годы спасала жизни полицейских. И наши, российские, полицейские подарили французам щенка, назвав его Добрыня.

-Почему ему дали такую кличку?

           Рефлексия.

               У нас тоже есть пушистый малыш (игрушечный щенок). Какую бы кличку вы дали ему? Почему? Вот он и будет нашим охранником. Но он еще пока очень маленький. Нам нужно взять друг друга за руки, бережно передать нашего малыша всем-всем участникам нашего занятия. Щенок только начинает жить. Что бы вы ему пожелали? (Все участники и гости активного занятия желают нашему щенку расти сильным, смелым, умным и т.д.)

          Посмотрите, какой прочный мостик из рук у нас получился.

 -Можно ли такие же слова сказать ребенку, начинающему жить?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация предметной области информатика в начальной школе через интеграцию с учебными предметами.2 класс.

Разработана программа через интеграцию с учебными предметами во 2 классе....

Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...

Музей истории крестьянского быта села как ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспита...

Презентация к докладу "Музей истории быта села – ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ"

В современных условиях  роль  школьного музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея достаточно обширны, что позволяет активно включать его в...

Преемственность и системность в реализации учебных курсов ОРСЭ и ОДНКНР в ОО.

В моём селе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России. Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание ...

Презентация "Дистанционное образование предметной области ОРКСЭ"

quot;Дистанционное образование – это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее,...

«Внеурочное занятие по предметной области ОРКСЭ»

Игра-квест "По следам Александра Невского"                                          ...