Открытое активное занятие в 1 классе по программе "Истоки и воспитание на социокультурном опыте" по теме "Слово ЖИТЬ" на семинаре "Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе".
план-конспект урока по орксэ (1 класс) на тему
Активное занятие с участием родителей. Ресурсный круг "Слово ЖИТЬ".
Цель: развитие у детей системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Активное занятие расширяет кругозор и словарный запас детей, развивает образное и логическое мышление, формирует навыки продуктивного диалога и сотрудничества. Активное участие родителей (работа проходит по группам, которая состоит из 4 детей и 2-3 взрослых) способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями. Такие занятия устраняют разрыв между Школой и Семьей в вопросах воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnoe_zanyatie.docx | 129.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое активное занятие в 1-м классе
по программе «Истоки и воспитание на социокультурном опыте» по теме «Слово ЖИТЬ»
на семинаре «Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в общеобразовательной школе»
в рамках конференции «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества».
Проект «Будущее наследие».
XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. (Москва.26.01.16.)
Ресурсный круг «Слово «жить»
Цель занятия: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи:
-дать представление о жизненно важных категориях для человека и на основе активных форм обучения развить духовно-нравственные ценности ребенка;
-в совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения устранить разрыв между школой и семьей в вопросах воспитания;
-создать психологически комфортную среду, которая является закономерным результатом групповой деятельности детей, родителей и учителя.
- Подготовительный этап (на доске слово «жить»)
Я вам сейчас покажу некоторые предметы. Что они могут нам рассказать о том, как жили люди, которым они принадлежат? Как вы думаете, как они связаны со словом «жить»?
По группам:
(отвечает группа по сигналу «шарик на ножке»)
- фото семьи (родители дали жизнь)
-медаль (солдат сохранил жизнь людей, отдал свою жизнь)
-колос (символ мирной жизни, хлеб)
-репродукция картины Васнецова «Богатыри» (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич охраняют жизнь, а картина иллюстрирует пословицу (народную мудрость) «Жить-родине служить»)
-сборник русских народных сказок (делают жизнь интересной, сохраняют культуру)
-глобус (помогает узнать, насколько интересна жизнь разных народов, как важно, чтобы народы жили в мире)
Все эти предметы нам рассказывают о добрых делах, которые сохраняют жизнь, продолжают ее.
Слово «жить» имеет несколько значений: колос живет 1 лето, а человеку жизнь дана на многие годы. Она, как долгая дорога, ведет нас вперед.
- Основной этап
(На доске появляется «ДОРОГА ДОБРОТЫ»)
А наша дорога проходит через поля, леса, реки и … через знакомый нам мост.
Вспомните, какое он носит название и почему? (Пермяк «Пичугин мост»)
Почему новый мост сохранил свое старое название? (Люди всегда помнили о том добром деле, которое сделал обыкновенный школьник)
Вот и мы с вами сейчас построим свой мостик. Только он будет необычный: из народной мудрости, из пословиц и поговорок о труде. Каждая команда получит конверт, а в нем «цветную досочку» для нашего моста. Ваша задача: потрудиться, составить пословицу, аккуратно приклеить ее на конверт, и обсудить, чему она учит.
Если сердце бьется,
Все внутри кипит.
Значит, твое сердце о других болит.
Без добра, как видно, и его тепла
Не поет от счастья, НЕ ЖИВЕТ душа!
(Фрагмент песни М.Минкова «Дорогою добра»)
Одновременно группа получает конверт с разобранной пословицей, которую нужно собрать и наклеить:1) Жизнь дана на добрые дела 2) Без труда нет добра 3) Доброе дело 2 века живет 4)В народе тот не забудется, кто честно трудится 5)Благо жизни в труде 6) Радовать других – радоваться самому
(Представитель группы озвучивает пословицу и объясняет связь с произведением Пермяка.)
- Какие 2 слова спрятались в слове «ДОБРОТЫ»?
На доске ДОРОГА ДОБРО ТЫ
Добрые дела и окружают нас повсюду, и ожидают нас повсюду. Конечно, многие дети мечтают совершить настоящий подвиг. Но гораздо важнее проявлять свою помощь и поддержку каждый день.
(Дети читают заранее подготовленные стихи:)
У крыльца малыш споткнулся,
Прямо в луже растянулся.
Костя встать ему помог
И сказал:»Не плачь, дружок!»
Нина книжку потеряла
И везде ее искала.
А вот Анечка нашла
И подружке принесла.
Видит бабушка неважно.
Подает очки Наташа.
Помогает стол накрыть
И цветы в саду полить.
Дед болеет. Внук несет
Книжку, яблоко, компот,
Шепчет деду:»Не болей!
Выздоравливай скорей!»
Напомните мне, пожалуйста, в каком добром деле принимали участие вы и вся наша школа осенью? (Мы с вами участвовали в благотворительной ярмарке фонда «Подари жизнь»)
А что значит «подарить жизнь»? (помочь, поднять настроение)
Добрые щедро больным помогают.
Добрые дарят тепло и уют.
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут!
Давайте мы сейчас попробуем добавить в нашу жизнь капельку доброты.
Индивидуальная работа с текстом Митты «Шар в окошке»:
Чтение, ответы на вопросы:
-Почему Коле было грустно?
-Как друзья поддержали Колю?
-Как вы думаете, Коля скоро поправится, почему?
Групповая работа. (ПЕРЕХОДИМ К ОБСУЖДЕНИЮ)
Мы с вами сейчас будем составлять письмо хорошего настроения, которое мы отдадим нуждающемуся в нашей поддержке человеку (работа в группе). Письмо должно получиться добрым и искренним. А это зависит от каждого из вас. Команда делится пополам. У каждой подгруппы своя половинка письма, которую нужно наполнить словами, которые вернут человека к жизни. У вас на карточках есть слова-помощники. (Например: «дорогой, незнакомый, новый, будущий и т.д.» друг.) Вы можете воспользоваться ими или придумать свои. Нужно выбрать самые, на ваш взгляд, искренние, аккуратно вписать их в письмо и соединить половинки письма в единое целое.
1 представитель от команды принимает участие в оформлении общего большого конверта для писем доброты.
Здравствуй, __________________ друг!
Если тебе сейчас __________________, прочти это письмо. Мы очень любим ___________________________________________________________________________.
Мы желаем тебе____________________________________________________________.
Не грусти! Все будет _____________________________!
Твои _____________________________________.
Делегирование участника.
-Можно ли такое письмо отдать незнакомому человеку? (Да.)
Такое жизненно важное письмо конечно же нужно охранять. А кто же будет нашим бесстрашным охранником?
Мне хотелось бы рассказать 1 историю. Осенью во французской полиции случилась беда: от рук преступников погибла служебная собака, которая долгие годы спасала жизни полицейских. И наши, российские, полицейские подарили французам щенка, назвав его Добрыня.
-Почему ему дали такую кличку?
Рефлексия.
У нас тоже есть пушистый малыш (игрушечный щенок). Какую бы кличку вы дали ему? Почему? Вот он и будет нашим охранником. Но он еще пока очень маленький. Нам нужно взять друг друга за руки, бережно передать нашего малыша всем-всем участникам нашего занятия. Щенок только начинает жить. Что бы вы ему пожелали? (Все участники и гости активного занятия желают нашему щенку расти сильным, смелым, умным и т.д.)
Посмотрите, какой прочный мостик из рук у нас получился.
-Можно ли такие же слова сказать ребенку, начинающему жить?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное занятие 2 класс школа 8 вида «Дикие и домашние животные»
ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытое внеклассное занятие«Дикие и домашние животные» Подготовила и провела:учитель начальных кла...
Реализация предметной области информатика в начальной школе через интеграцию с учебными предметами.2 класс.
Разработана программа через интеграцию с учебными предметами во 2 классе....
Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...
Музей истории крестьянского быта села как ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспита...
Презентация к докладу "Музей истории быта села – ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ"
В современных условиях роль школьного музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея достаточно обширны, что позволяет активно включать его в...
Преемственность и системность в реализации учебных курсов ОРСЭ и ОДНКНР в ОО.
В моём селе, где я в настоящее время живу, проживают вместе люди разных национальностей, приезжие с разных концов России. Одной из приоритетных задач общества и нашего государства является воспитание ...
Презентация "Дистанционное образование предметной области ОРКСЭ"
quot;Дистанционное образование – это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее,...