Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса
рабочая программа по орксэ на тему

Стародубцева Ирина Михайловна

Рабочая программа комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Основы религиозных культур народов России) для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М Мухаметшина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_rabochaya_programma_5_klass.docx79.54 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.)

Для реализации используется:

  •  учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.
  • Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», авторы В.И. Пискарев, И.В. Сафронова 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа).

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово»,  2014г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общей целью основного общего образования в  духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Цель рабочей программы:  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:

- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения  обучающихся; формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

- знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур народов России;

- развивать представления  обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке; развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по основам религиозных культур народов России.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России; знание культуры народов России и человечества;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • Формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • Формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере, культуре, языку, к истории, традициям, ценностям народов России и мира

Предметные результаты:

  • Воспитание способности к духовному развитию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам. Взглядам людей;
  • Знание основных норм морали, идеалов, хранимых в культурном наследии народов России; готовность к созхнательному ограничению в поступках;
  • Формирование представлений о роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении общества и российской государственности;
  • Понимание значения нравственности, религии. Веры в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать и осознанно выбирать способы наиболее эффективного решения учебных и познавательных задач;
  • Умение правильно оценивать собственные возможности решения задач;
  • Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций. Учёта мнений, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Владеть устной и письменной речью.

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»): словарная работа с текстом учебника; разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем; работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений,  исторических документов, священной книги христиан – Библии); задания с выбором ответа (в тестовой форме); задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания); задания на составление вопросов к тексту; задания на составление плана или конспекта текста; задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.); задания на выборочный пересказ текста; задания творческого характера; разработка проектов; работа с притчами; тематические дискуссии; анализ ситуаций; работа с иллюстративным материалом.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; работа в группе; фронтальные; работа в парах.

Общая характеристика учебного  курса

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе    «Основы духовно-нравственной культуры народов России» четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

Описание места учебного  курса  в учебном плане

Для реализации программного содержания используется учебник:

Основы  духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.  

Согласно годовому учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль  «Основы религиозный культур народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин) в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю (35 недель).

Количество часов в неделю:   1 час.  

Количество часов для проведения и защиты проектов: 4 часа

Учебно-тематическое планирование

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)  

Разделы

Количество часов

1.

Введение в тему

1 ч.

2.

Христианство

19 ч.

3.

Ислам

3 ч.

4.

Иудаизм

3 ч.

5.

Буддизм

3 ч.

6.

Повторительно-обобщающий урок

2 ч.

7.

Творческий проект обучающихся

2 ч.

8.

Защита проекта

2 ч

Итого:

35ч.


Содержание тематического учебного курса

Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России.  Русское монашество.  Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии  Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха.  Владимир   Мономах   —   православный христианин.   «Поучение»   Мономаха  и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России  патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный.  Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви.  Царь Алексей  Михайлович и патриарх Никон.

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение   церковного   землевладения   Екатериной  II. Сохранение  роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм   —  обязательное   качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро - Невский кафедральный собор – главный         храм Старого Оскола.

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека.  Крещение и крестные родители.   Именины.  Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.        

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды:  Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение   ислама  в  нашей  стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.

Мусульманские Ценности и идеалы. Роль   ислама   в   развитии   благотворительности, пропаганде здорового образа жизни,  сохранении  межэтнического  и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Дом и семья в исламе. Семья  — домашняя  школа  мусульманина.  Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье.  Отношения  братьев и сестер.  Родовые отношения  в мусульманских семьях.

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси.   Расселение  иудеев  на  западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.

Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм  СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное  ослабление  этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.

Иудаизм в современной России. Возрождение   иудаизма   после   1991   г. Современные   иудейские   организации России.   Роль   иудейского  духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском  обществе.

Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.

Буддизм  в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.

Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Буддизм в современной России. Современные  буддийские организации России.  Роль российских буддистов в утверждении   в   российском   обществе добросердечия,   милосердия   и   любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции  коренных  народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов  России.  Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении   в  нашей  стране   идеалов добросердечия,   справедливости,   правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.


Календарно - тематическое планирование

Название темы.

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Планируемые результаты по каждой теме.

Дата

план

факт

Введение в тему.

Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов.

1

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России.

Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.

3.09

Православие в Древней Руси.

Сообщение обучающихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре.

Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

Иметь представления об основных событиях крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране.

10.09

Православие в Древней Руси.

Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др.

17.09

«Поучение» Владимира

Мономаха.

Работа со словарем и с  дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение».

1

Принимают учебную задачу; планируют необходимые действия; осознают недостаточность своих знаний; контролируют учебные действия, замечают неточности; адекватно оценивают свою деятельность, достигнутый результат.

Самостоятельно формулируют свои мысли; слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

24.09

«Поучение» Владимира

Мономаха.

Работа со словарем и с  дополнительными информационными источниками.

Желают приобретать новые знания, умения и показать их; имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность семейных традиций, осознают личностную значимость учебного материала.

Приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни; выполняют учебно-познавательные действия; читают и слушают, извлекая нужную информацию; осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения.

1.10

Православная

Церковь и нашествие

Монголов.

Сообщение обучающихся о монгольском нашествии. Работа с  дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

1

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него.

 Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.

Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий «уния» и «автокефалия». Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над материальными.

8.10

Православие в Московской Руси.

Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого.

1

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него.

Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.

Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др.

15.10

Православие в Московской Руси.

Сообщение обучающихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем.

Работа над понятием «нестяжание».

1

Объяснять смысл понятий «уния» и «автокефалия».

Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над материальными.

22.10

Православие в Российском царстве.

Работа со словарем и с  дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения обучающихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген».

1

Знать основные события истории православия во времена Российского царства и империи.

Иметь представление о патриотической позиции Церкви в период Смутного времени.

29.10

Заветы оптинских старцев.

Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.

12.11

Заветы оптинских старцев.

Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения обучающихся на тему: «Заветы оптинских старцев».

1

Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.

19.11

Православие в

Советской России.

Знакомство с основными  события истории  православия XX — начала XXI в.  И в современной России по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы.

1

Знать основные события истории православия XX — начала XXI в.

Иметь представление о духовной стойкости право- славных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.

26.11

Православие в современной

России.

Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

1

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти.

3.12

Православие в современной

России.

Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны.

1

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти.

10.12

Православие  в традициях русского

народа.

Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника.

1

Объяснять понятия «крестины» и «именины», приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

17.12

Православие  в традициях русского

народа.

Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков.

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия.

24.12

Дом и семья в православии.

Исследовательская работа  на тему: «Ценности православной семьи».

1

Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Понимать смысл обряда «Венчания»,  особенности семейных традиций в православной культуре.

Исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

14.01

Дом и семья в православии.

Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности.

1

Испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; осознавать свою роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

21.01

Святые Петр и Феврония.

Сообщения обучающихся на тему: «Житие благоверных князей Петра и Февронии».

1

Знание сюжета жития Петра и Февронии.

Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

28.01

Святые Петр и Феврония.

Представление иконы святых Петра и Февронии. Доклады обучающихся.

1

Знание сюжета жития Петра и Февронии.

Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

4.02

Древняя история

ислама на территории

России.

Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современности по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных  мечетях России.

1

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности.

Иметь представление о веротерпимости, существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Объяснять смысл понятия «медресе».

11.02

Мусульмане в современной России.

Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране  по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.

1

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

18.02

Мусульманские ценности и идеалы.

Дом и семья в исламе.

Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике.

1

Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия.

Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей.

25.02

Появление и развитие

иудаизма в России. Иудаизм в Российской

Империи.

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных  мечетях России.

1

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX в.

Объяснять понятия «кагал», «хедер» и «иешива».

4.03

Иудаизм в СССР и в современной России.

Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сообщения обучающихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны.

1

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России.

Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

11.03

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним.

Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме.

1

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с существованием иудейских общин в России.

Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.

18.03

Тибетский буддизм.

Распространение буддизма среди

Народов России.

Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.

1

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России.

Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий «лама», «далай-лама», «хурул», «даган», «дацан», «хурэ».

Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.

25.03

Буддизм в СССР и в современной России.

Сообщения обучающихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.

1

Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России.

Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.

8.04

Буддизм. Буддизм в культуре  и  традициях народов России.

Сообщения обучающихся о буддийских праздниках.  Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки».  Сообщения обучающихся.

1

Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей.

Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России.

Объяснять смысл понятий «лама», «цам».

15.04

Повторительно-

обобщающий урок «религии народов России».

 Дать представление о назначении православного храма, его устройстве.

1

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны.

Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.

Осознать, каким образом влияет на человека знакомство с основами православной  культуры  в школе.

Усвоить на практике, что значит оценить работу другого человека не по заслугам, а по любви. 

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

.

22.04

Экскурсия в Введенский храм п. Тим. (по возможности)

Дать представление о назначении православного храма, его устройстве.

1

Учатся бережному отношению к храму и его реликвиям.

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям , развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение логическими действиями обобщения

29.04

Творческий проект обучающихся. Выбор темы.

1

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других обучающихся.

6.05

Творческий проект обучающихся.

Составление плана работы.

1

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

6.05

Творческий проект обучающихся.

Работа над проектом.

1

Доносить свою позицию одноклассникам: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением.

13.05

Защита проекта.

1

Доносить свою позицию одноклассникам: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением.

20.05

Защита проекта.

1

Доносить свою позицию одноклассникам: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением.

27.05

Итого:

35

Требования к уровню подготовки.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России».

(модуль «Основы религиозных культур народов России»).  

  При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.

Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке – на уроке. Метод  помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.

Самооценка обучающихся по результатам урока:

- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

- Я мог выполнить работу значительно лучше;

- Я плохо работал на уроке.

Мозговой штурм.

Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.

Результатом изучения предмета в 5 классе  является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. 

Предметные результаты –   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

-  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей  родной культуре.

В результате обучения  в рамках этого модуля у обучающихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Обучающиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции  - как основы  культурной истории  многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности  в жизни человека и общества;

- осознавать  ценности человеческой жизни.

Обучающиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

 -  делать осознанный нравственный выбор;

-  связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской

природы;

- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Словарная работа.

Словарь терминов и определений.

У́ния — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии не велико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй, по крайне мере на форму правления.

Автокефалия (греч. autos — сам, kefale — голова; букв. «самоглавие») — в каноническом праве: независимость, самоуправление православных церквей. Автокефальные церкви — это полностью самостоятельные церкви, организационно независимые от высшего органа православной церкви — Вселенского собора.

Нестяжание - нестяжания, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Бескорыстие, отсутствие алчности, страсти к богатству.

Крестины – Креще́ние (греч. βάπτιση — «погружение в воду») —  одно из важнейших христианских таинств.  Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле.

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Ад (греч. hades — подземное царство; лат. locus infernus — нижнее место) — подземное царство мертвых, преисподняя. В первобытных религиях — место пребывания душ умерших, которые ведут там такое же существование, как и при жизни. В дальнейшем ад изображается как мрачное место, место мучений, наказания грешных душ.

Бог — в религиозных представлениях и учениях сверхъестественное существо (одно из существ), сотворившее мир и управляющее им. Выделяют монотеизм (вера в существование единого всемогущего Бога, которому принадлежит абсолютная власть над всем миром: в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — Святая Троица) и политеизм (вера в существование множества богов, каждый из которых властвует над определенной частью мира).

Ветхий Завет — часть Библии, рассматриваемая как Священное Писание иудаизмом и христианством. Содержит 30 книг, признаваемых каноническими. Книги Ветхого Завета условно подразделяются на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические и пророческие. Ветхий Завет написан на древнееврейском и частично на арамейском языке, завершен в III—II вв. до н. э.

Завет — слово, употребляемое в Ветхом Завете. Обозначает отношения между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях человека по отношению к Богу. Будучи вечным, завет не мог прекратиться после нарушения его человеком и по-прежнему распространялся на всех людей после потопа. И хотя греховное человечество и весь грешный мир вместе с ним погибли, завет Бога с Ноем так же распространялся на все произошедшее от Ноя человечество. Впоследствии подобных вечных и великих заветов не было. Бог отныне заключал завет не со всеми людьми, а только с отдельно избранными им племенами и народами.

Заповеди — в иудейской и христианской религиях предписания социального и нравственного характера, которым Церковь придает божественный авторитет. Первоначально нормы поведения древних евреев, изложенные в Пятикнижии (декалог, десятословие).

Грех — согласно религиозному учению, проступок, совершенный по отношению к Богу и его закону. Грех может проявиться в осознанном противодействии воле Бога или нарушении его законов по неведению. Грех лежит исключительно на том, кто его совершил. Доктрина первородного греха основывается на двух главных тезисах: Адам своим прегрешением сообщил потомству наклонность к совершению грехов; Адам ввел в этот мир смерть (он стал сам смертным, смертными стали и его потомки).

Мессия,  Христос (от др.-евр.  machiah, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos) — в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный Богом спаситель, призванный навечно установить свое царство. В древнейших книгах Ветхого Завета слово «мессия» означает царь или, в переносном смысле, идеальный государь, жрец.

Свобода — одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни. Имеет негативный («свобода от» — независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный («свобода для» как возможность и способность целеполагания, самоопределения) аспекты. В теистических религиях акт сотворения мира «из ничего» рассматривается как проявление присущей Богу абсолютной свободы. Формальным выражением свободы человека является свобода выбора между добром и злом, ставшим неизбежным после грехопадения. Свобода является неотъемлемой характеристикой «богоподобия» человека и непременным условием осуществления им своего предназначения — «уподобления» Богу.

Христианство (греч. Christos — помазанник) — одна из мировых монотеистических религий, оформляется в I—IV вв. в Римской империи, а затем получает широкое распространение в Европе, мире в целом. В основу христианства положена вера в Христа как в Богочеловека и Спасителя мира. Догматика и богослужение основываются на Библии, или на Священном Писании. Христианская Церковь включила в Библию иудейский Ветхий Завет; исключительно христианская часть Библии — Новый Завет.

 Душа — духовно-мифологическое представление о наличии в человеческом организме самостоятельной духовной субстанции, части. В отличие от смертного тела душа, как правило, наделяется свойством бессмертия. Душа — совокупность психических характеристик личности.

Духи — фантастические, сверхъестественные самостоятельные существа, которые, по религиозным представлениям, способны влиять на природу, общество и человека. Духи всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. До того как воображение первобытного (древнего) человека населило сверхъестественный мир духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти духи.

Монотеизм (греч. monos — один, единственный и theos — бог) — религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.

Рай — согласно иудаистскому, христианскому, исламскому, буддийскому вероучениям, обитель душ праведников, место их вечного блаженства. Истоки представления о рае восходят к первобытным верованиям о загробном существовании души. Как правило, райское блаженство противопоставляется мучениям душ грешников в аду.

Религия — поклонение высшим силам и вера в них; единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа). В основе религии лежит вера в реальное существование сверхъестественных, надприродных сил, одного или нескольких богов. Религия — часть духовной культуры.

Язычество — политеистические религии (верования, обряды, культы, составляющие ранние формы религии), многобожие. Язычество послужило «строительным материалом» для всех позднейших религий, в том числе иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Элементы язычества встречаются в культуре многих народов, исповедующих монотеистические религии, и тем самым составляют часть их духовного наследия.

Лама – буддистский учитель. Лама -это  собирательное название любого учителя в тибето-монгольском, в том числе российском, буддизме.

Ламаизм — форма буддизма, сложившаяся в УII-ХIV вв. в Тибете. На территорию нашей страны ламаизм проник в XVIII в. и получил распространение среди бурят, калмыков и тувинцев.

Цам - в ламаизме праздник, во время которого ламы в масках, изображающих буддийские божества, совершают пляски и символически сжигают «злого духа».

Далай-лама -  (монг. "Великий Учитель", "Океан мудрости") - титул правителя, духовного и политического лидера Тибета XVII - XX вв, введенный в тибетскую культуру монголами в  XVI веке и в последствии сакрализованый в Тибете.

Хурул - калмыцкий, монгольский храм, капище. (Словарь  В.Даль, Толковый словарь живого великорусского языка).

Даца́н  — буддийскиймонастырь - университет у российских бурят. В тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей.

Хурэ - (монг., букв. «круг», «ограда», «огорож. место») термин, обозначавший крупные монастыри в Монголии, Туве и первонач. В Бурятии, где его впоследствии вытеснило слово дацан.

Хе́дер - (евр.) еврейская религиозная начальная школа для мальчиков, сохранившаяся до настоящего времени в нек-рых капиталистических странах.

Иеши́ва - еши́ва в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда.

Медресе́ (араб. مدرسة‎‎, букв. «место, где изучают» ) — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.


Контрольно-измерительные материалы

Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика, вера, традиции?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Итоговый контроль (ур. 17)

Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.


Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса

Основная литература:

  1. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово»,  2012г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Основы  духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014

Дополнительная литература:

Ю. Бугров. История Курской епархии. Краткий очерк. - Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. -104 с. http://old-kursk.ru/book/eparhia/index.html - электронная версия.

Курский край - Научно-исторический журнал №11 (31) История округа в  истории города  (По материалам краеведческого конкурса учащихся школ Железнодорожного округа г. Курска) Издание Курского областного научного краеведческого общества. Курск - 2002

Курск дореволюционный - сайт "Курск дореволюционный"  http://old-kursk.ru 

Храмы города Курска и Курской области - http://www.vidania.ru/temple/temple_kurskaya/ 

Средства ИКТ

  • Классная доска.                                         1
  • Ноутбук.                                                 1
  • Мультимедийный проектор.                         1
  • Принтер лазерный.                                1
  • Аудиоколонки.                                        1

Цифровые образовательные ресурсы

  • Мультимедийные презентации.
  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Православные мультимедиа-ресурсы:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»

Тимкого района Курской области

«Рассмотрено»

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол  от «__» __ 2016г.

№ ___

«Утверждено»

на заседании педагогического совета  (Протокол от «___» _______  2016г. № ___) и введено в действие приказом директора школы от   «___» __________   2016 г.

Приказ № ___

Директор школы

____________________ Парфенова Л.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  комплексному учебному курсу

«Основы духовно-нравственной культуры

народов России»

(модуль «Основы  религиозных культур народов России»)

для 5-х  классов

разработано на основе примерных программ

по учебному предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

авторы программы

А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин

Составитель:

Стародубцева И.М.,

учитель предмета

«Основы религиозных

культур народов России»

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОДНКНР 5класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по учебнику Н,И. Ворожейкина, Д.В. Заяц...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составленав соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

рабочая программа по ОДНКНР

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России...

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса "Основы духовно - нравственной культуры народов России" авторы Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков...

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 классов 2023-2024 уч.г.

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР)  для 5—6 классов образовательных организаций...