Конспект урока по предмету "Основы православной культуры".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Телегина Елена Анатольевна

Урок по теме "Икона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ikona_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Икона»

Урок №15

Цель: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре

Задачи:

-обучающие:

освоение основных понятий урока: икона,Чудотворная икона, нимб, Образ Божий;

познакомить учащихся с особенностями  иконы и отличием ее от картины;

-развивающие:

     развивать интерес к знаниям об иконах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащение, расширение  словарного запаса учащихся;

-воспитательные:

            воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны,воспитывать чувство патриотизма; способствовать формированию в сознании детей высоких духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», Москва, «Просвещение»,2013 год

Планируемые результаты:

метапредметные: определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке, умение работать с информацией, умение оценивать результат своей деятельности;

предметные: построение речевого высказывания в устной  форме, освоение новых понятий;

личностные: умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, развитие эстетических и патриотических  чувств.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.

момент.

2.Про-верка

д.з.

10 мин

3.Само-определение к деятель-ности

4.Изуче-ние нового

25 мин

5.Пер-вичная проверка

знаний

3 мин

6.Рефлек-сия

5 минут

Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока и послушаем сообщения детей.

Чтобы приступить к новой теме,послушайте отрывок из стихотворения М.Волошина:

Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.

О каком лике идет речь? Какой деве посвящено это стихотворение?

Это стихотворение посвящено  иконе Владимирской Богоматери.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

 «Икона»- это тема нашего сегодняшнего урока.

(Слайд №1)

У кого из вас есть дома иконы? Кто на них изображен?

Что такое икона? Запишите:

икона- это в переводе с греческого  означает «образ, изображение».

Икона отличается от картины , потому что задача иконы-показать сокровенный мир души святого.

Согласно Преданию Православной Церкви, появление первой иконы связывается со временем земной жизни Господа Иисуса Христа. Случилось это так. Царь Эдессы Авгарь, болевший проказой, узнав от своих подданных о необыкновенном Человеке, проповедавшем и творящем поразительные чудеса в Палестине, послал к Нему своего придворного живописца Ананию. Добравшись до места проповеди Спасителя, Анания несколько раз пытался нарисовать Его образ, но ему это не удавалось по причине большого стечения народа, Его окружавшего. Наконец, к Анании подошел апостол Фома и подвел его к Спасителю. Господь, омыв Свое лицо, взял чистый плат и им отерся. Этот плат Он отдал Авгарю, который в изумлении увидел на нем непостижимым образом изображенный Его Божественный лик. Когда царь Авгарь прикоснулся к этому плату, то получил совершенное исцеление от своей ужасной болезни. Со временем оглавный образ Спасителя на плате стали изображать иконописцы. Этот образ получил название «Спас Нерукотворенный». (Слайд №2)

Церковь рассматривает икону как средство связи верующего с богом. По одной христианской легенде, Богоматерь, увидев первую икону, написанную евангелистом Лукой,на которой он изобразил Марию с младенцем на руках,произнесла: «...благодать моя с сими иконами да будет».

В начале создания икон ее с начала и до конца писал один  мастер.Этим как правило, занимались монахи. Например, Андрей Рублев, Диониссий.

Посмотрите на знаменитую икону «Троица»

(Слайд №3)

А это икона  Диониссия «Распятие»

(Слайд №4)

К концу 17 века работа над иконой разделилась- один писал лики( лица святых, другой- одеяние, третий- надписи.Запишите в тетрадь- лик: лицо святого,изображенного на иконе.

Давайте откроем учебники и прочитаем

стр.52-53.

Как вы поняли, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?

Рассмотрим иконы (Слайд№5)

Какие цвета преобладают на иконах?

Что окружает голову святого?

Какое настроение  испытывает человек, глядя на икону?

Какие правила( каноны) написания иконы вы узнали?

1.На иконах нет теней( нет места злу)

2.Золотой фон

3.Наличие света(в Евангелие Свет- одно из имен Бога, Его проявлений)

4.Нет заднего плана, горизонта

5.Линии вдали не сходятся, а расходятся.( икона выбирает точкой схода всех линий сердце человека, смотрящего на икону)

6.Нимб вокруг головы святого.

Запишем в тетрадь:

нимб-золотой или светлый круг вокруг лика (лица) святого, обозначающий божественную силу, святость.

Самое поразительное, что есть в иконе, — это лица (лики) изображаемых Иисуса Христа, Богородицы, святых, их глаза. В этих ликах проступают мудрость и любовь.

(Слайд №6)

Икона отличается от портрета своим содержанием. Портрет – обычный образ человека; икона – образ, указывающий на соединение этого человека с Богом. В иконе передается не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Поэтому плоть  изображается существенно иной, чем обычная плоть человека.

Иконы писать имеет право только тот человек, который является православным христианином,у которого чистая душа.

Написанная икона обязательно должна быть освящена в церкви. Освящение икон — церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой.

Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Ответы детей: тому, кто изображен на иконе.

Поклонение относится не к доске, на которой написано красками изображение, а к первообразу — самому святому.

Иконы бывают храмовые, домашние, личные; большие и маленького размера, которые носят рядом с нательным крестиком, называемые  «образками».

Иконы входили в жизнь человека каждого русского православного человека с самого рождения, крещения в Церкви, сопровождали его всю жизнь, во всех жизненных событиях и делах, трудах и праздниках, и провожали в последний путь — по окончании земной жизни, отпевании в храме.

Икона это «окно» в духовный мир, в мир Божественный, в мир святых, добра и любви, откуда мы можем получать помощь и поддержку, поэтому православный человек никогда не расстается с иконами.

Иконы надо уметь рассматривать, а правильнее сказать- читать.

Давайте попробуем вглядеться в образ Пресвятой Богородицы.(Слайд №7)

Ее образ в русском искусстве занимает совершенно особое место.

За многие  века  христианской культуры в России создано великое множество Ее икон. Многие из них прославились как чудотворные,многие были свидетелями и участниками русской  истории.

Вы можете слышать: «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь». Это не  значит, что в каждом городе своя Богоматерь.Она одна, просто это названия разных Ее икон.

Давайте рассмотрим икону Владимирской Богоматери.(Слайд №8)

Икона попала На Русь из Византии  в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского.Во время нашествия Тамерлана   в 1395 году  икона была перенесена в Москву для защиты города. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. В том, что войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было  заступничество Богородицы.

Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Икона Казанской Богоматери.

Она была в войске Дмитрия Пожарского, и когда 4 ноября 1612 г. Москва была освобож-дена от польских интервентов, Пожарский ре-шил поставить на Красной площади храм в честь этой иконы. 4 ноября – не только День народного единства, но и праздник Казанской иконы Божией Матери.

Смоленская икона Божией матери.(Слайд №9)

В день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской  и Владимирской  обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; вскоре  она была возвращена в Смоленск.

Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего.

Вы слышали когда- нибудь выражение «Чудотворная икона»? Как вы это понимаете?

Чудотворная икона- это  икона, почитаемая  как источник чудотворений - исцелений, помощи при войне, при пожаре.

Так для чего же необходимы иконы православным христианам?

Давайте прочитаем учебник на стр.54-55

Какова главная мысль прочитанного?

Вывод: икона приглашает человека к молитве, поддерживает в молитве, а главное призывает к подражанию жизни святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к Богу и к людям.

А сейчас проверим, какие вы были внимательные на уроке.

Прочитайте стихотворения и вставьте пропущенные слова, о которых мы говорили сегодня.

Так Богом обозначено от века:
Вокруг главы святого человека
Сияет …, нам говоря о том,
Что сей угодник в Царстве со Христом.(нимб)

Красивая в храме преграда,
Скрывающая алтарь…
... на ней ряд за рядом
Под своды восходят, как встарь.(иконы)

Открывается Небо
Через ... сердцам…
Как к небесному хлебу,
Я иду к образам. (Образ)

Как хорошо в твоем храме, Владычица,
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
На сердце легко и тепло!
И ... Твой, Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам...(лик)

Сформулируйте и запишите продолжение предложения в тетради:

Сегодня на уроке я узнал____________________

__________________________________________

Я начала наш урок со стихотворения и хочу завершить его тоже стихотворением- обращением к вам, ребята:

Стихотворение “Любите, дети, старину” С. С. Бехтеева.

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!

Любите. Дети. Отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли белых хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский, хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской.

Домашнее задание: стр. 51-54 учебника, вопросы стр. 54

Рассказывают свои сообщения

Записывают в тетрадь

Рассказывают, какие  иконы они видели

Слушают,

смотрят слайды

Записывают в тетрадь-

Лик: лицо святого,изобра-женного на иконе.

Смотрят слайды

Отвечают

Запись в тетради:

Нимб-золотой или светлый круг вокруг лика (лица) святого, обозначающий божественную

силу, святость.

Ответы детей:

тому, кто изображен на иконе

Рассматривают икону на слайде

Учащиеся высказывают предположения

Запись в тетрадь-

Чудотворная икона- это  икона, почитаемая  как источник чудотворений - исцелений, помощи при войне, при пожаре.

Отвечают

Записывают в тетради.

Использованные ресурсы:

Обернихина Г.А. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»,Под редакцией

А.Я.Данилюка

https://clck.ru/AN9tL

https://clck.ru/ANAZi

https://clck.ru/ANAa4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»

Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока. Тема: «Православный храм» Основы православной культуры. 4 класс.

Разработка урока по курсу ОРКСЭ.Модуль «Основы православной культуры»   4 классТема: «Православный храм»...

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"

Конспект урока по православной культуре на тему"Милосердие и сострадание"...

Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...