урок опк
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Совесть и раскаяние
Цели для ученика 1. Узнать о том, что значат в Православии слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть». 2. Осознать христианский смысл взаимосвязи совести и раскаяния. 3.Учиться участвовать в поисках нового. | Цели для учителя Цель: Познакомить учеников с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о внутреннем состоянии человека. Задачи: Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния. Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки; развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником. Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью. Образовательные: дать представление о том, что включает в себя слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть». Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; творческие способности. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; желание работать дружно, участвовать в поисках нового. |
Тип урока Урок открытия нового знания | Форма урока Моделирование мышления учащихся |
Опорные понятия, термины Апостол, добро, зло | Новые понятия Грех, совесть, раскаяние |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент | - Добрый день, ребята. - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока. | Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок. | Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Создание психологического настроя на учебную деятельность. Организация обратной связи. |
2.Актуализация знаний. | - Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. - Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение, о чём мы будем говорить. В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела. - Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло. Петя быстро оделся и убежал. Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя. - Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка. - Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя. - А молоко купил? - Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала: - Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась! - Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети. Сегодня на уроке вы узнаете
Слайд 2. Название урока. Совесть и раскаяние. | Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами . Дети формулируют тему урока, определяют цель. | Фронтальный опрос. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха». |
3. Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем. | - Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов) - Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. - Так звучит определение слова совесть в словаре Ожегова. - Итак, совесть –это глас Божий. Слайд 3. Добро. - А что такое добро? В чем оно проявляется? (дети отвечают) -Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен. - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное,хорошее, полезное». Слайд 4.Добрый человек. - Назовите антоним слова «добро». (Зло). (щелчок) - Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное) - (Слайд 6) по щелчку однокоренные слова - В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?(щелчок) (грех) Слайд 5. Грех. В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии? На доске. • это то, что способствует росту души, • помогает людям, • радует бога. - А зло наоборот: • это то, что удаляет от этих добрых целей. - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. - В народе говорят «совесть заговорила». - О чём говорит совесть с человеком? - Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть». -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? - Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло? | Дети делают предположения. Ученики работают над текстом. Дети делают выводы. Дети рассуждают | Метод контрактов | Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации). Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу) Стимулирование познавательной активности. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. |
4.Первичное закрепление. | - Давайте вспомним, какой плохой поступок совершила Нина Карнаухова из рассказа Аркадия Гайдара « Совесть»? (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом). - По православным понятиям она совершила грех. - Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть») - Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть). - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке). Стр. 37 Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех). - Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей) -Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний совести? Слайд 6. Совесть. Человеку на его грех указывает не полицейский, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа. - Приставка «со» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.). -С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? (клик) С Богом. Чтение библейской истории «Отречение Петра». -Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра. (читают дети) Проверка восприятия. - Какой грех он совершил? (ответы детей) - Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучился) - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть) Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться. - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». - Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так, она мучает нас.) - А как работает совесть и какие важные дела совершает узнаем, прочитав в учебном пособии на стр. 37. -Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу. - Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть. Выборочное чтение. -Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести. - Какое второе важное дело поручил Творец совести? - Какая важная особенность у совести? (ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут) - Что же является главным в жизни человека? (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.) Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. | Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. Работа с учебником | Демонстрационно-тренировочный прием. Продуктивный метод. | Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | |
5. Три шага в раскаянии. | -Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил? - Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии. (Чтение текста детьми) а) Первый шаг в раскаянии. - Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком своей совести.) - Как вы его понимаете? ( Сожаление о том, что сделано) -Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии? ( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.) б) Второй шаг в раскаянии. - Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот своих стремлений.) - Как вы его понимаете? (Готовность исправить свой поступок) -Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра. (В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.) (Слайд 9) в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки. - Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом. (Слайд 10) г) Третий шаг в раскаянии. -Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии. -Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац. (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» ) - Какой третий шаг в раскаянии вы узнали? (Покаянные молитвы) - Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости). . (Слайд 11) д) Храм – место покаянной молитвы. -Для православных людей место покаянной молитвы - храм. (Слайд 12) Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения. е)Прослушивание песни Светланы Копыловой « Дар Богу» | . | Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | ||
6. Итог урока. | - Как работу нужно делать до пота так и каяться надо искренне, а порой и до слёз. - К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… - Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро. (Слайд песня) | Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | ||
8.Рефлексия. | - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела. | Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник | Организация рефлексии, самостоятельная постанова учащимся дальнейших целей обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...