Проект урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
проект по орксэ (4 класс) на тему
На уроке раскрывается значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka._dobro_i_zlo._kurbatova_i._v.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Курбатова Ирина Владимировна |
Район | Московский, г. Нижний Новгород |
Место работы | МБОУ «Школа № 70 с углублённым изучением отдельных предметов» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы светской этики |
УМК | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012г. |
Тема урока | Добро и зло. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель, задачи | Цель урока: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков. Задачи: 1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям. 2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. 3.Учить задумываться о своём месте в жизни. |
Необходимое оборудование | Учебное пособие, тетрадь, словари, презентация «Добро и зло», оборудование, книги о добре и зле. |
Дидактическое обеспечение | карточки с “добрыми” и “злыми” словами, притча «Добро и зло», пословицы. |
Планируемые результаты урока | |||
| 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. | ||
| 1.Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; 2.Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта. | ||
|
1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме.
1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.. 4. Формулировать своё мнение, свою позицию. | ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Составление коллективного синквейна со словами добро и зло. |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы | электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» 4 – 5 класс |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.коммуникативные деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Эмоциональный настрой. Приём: вербальный «Игра – приветствие». | Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются после прочтения стихотворения. | Личностные УУД сформировать положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме. - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Создание проблемной ситуации: Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?
ДОБРО ЗЛО - Какого же человека можно назвать добрым? | Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Используется приём: вопросно-ответный ход рассуждения. | Познавательные УУД помочь выделить и сформулировать познавательную цель, извлечение необходимой информации из текста, переработка и преобразование информации, умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Частично- поисковый метод Работа с притчей Могут ли добро и зло жить в человеке? Притча о Добре и Зле Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Диалог с обучающимися. - Какая тема урока. Какая цель. Где мы можем узнать о добре, зле? | Дети, работая в группах, отвечают на поставленные вопросы. - Что имел в виду индеец, когда говорил о двух волках, - Объясните фразу «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков» - Объясните фразу «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» Обучающиеся анализируют. Как вы считаете, почему люди совершают добрые поступки? Совесть заставляет, Если сделать по - другому, то окружающие осудят, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». Формулируют тему урока. | Познавательные УУД помочь выделить и сформулировать познавательную цель, извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации, переработка и преобразование информации, умение высказывать свое предположение. Коммуникативные УУД овладение умения работать в группе. Регулятивные УУД способствовать выполнению «открытия» новых знаний, создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Организация чтения текста из учебника. Какое объяснение даётся словам « добро» и «зло». При чтении текста, учитель делает небольшие комментарии, задаёт вопросы. Работа с текстом учебника. – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Почему надо стремиться к добру и избегать зла? | Дети работают с текстом. Используют выборочный пересказ текста. Дополняют описания друг друга, объясняют новые слова. Рассуждают для закрепления сведений, полученных на уроке. Дети выделяют из текста значимые выражения. | Познавательные УУД нахождение ответов на вопросы в тексте, умение высказать свое мнение; владение и использование разных видов чтения, смысловое чтение как осмысление цели чтения Коммуникативные УУД умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Организуется работа учащихся по вариантам. Составление характеристики слов: 1 в - «добро»-это…, 2в -«зло» - это….Общие выводы. Задаётся ряд вопросов по содержанию, чтобы подвести детей к ответу. - Кто руководит человеком, когда он делает выбор в сторону добра или зла? | Дети в группах составляют определения, записывают на листочках. Затем отвечают у доски. Сравнивают полученное определение с определением в словаре. Ответы учащихся. | Познавательные УУД переработка и преобразование информации из одной формы в другую развивать умение работать с разными видами информации. Коммуникативные УУД овладение умения работать в группе | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Плохо» и обсуждение проблемы в парах. Работа над разделом «Мудрые мысли». Попытайтесь обосновать свои ответы. | Самостоятельная работа. Фронтальная беседа. Выводы учащихся. | Коммуникативные УУД овладение умения работать в паре Познавательные УУД оформлять свои мысли в устной форме | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Работа с пословицами. - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Задание: Соединить начало пословицы с концом и объяснить её значение, сравнить правильность выполнения. 1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 2. Жизнь дана на добрые дела. 3. Доброе слово и железные ворота открывает. 4. «Худо тому, кто добра не делает никому». 5. «Доброе дело само себя хвалит». 6. «Доброе слово и кошке приятно». | Выполнение работы учащимися на листочках и сравнение с эталоном. Чтение пословиц учащимися и объяснения смысла. | Коммуникативные УУД объяснять смысл пословиц, слушать и понимать речь других | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Чтение стихотворения Т.Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал) Метод «Калька» Беседа Проверка. Работа в парах. Вывод: давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире. | Учащиеся самостоятельно читают, находят в тексте и подчёркивают ключевые слова. Дети в парах называют добрые слова. | Познавательные УУД извлекать информацию, находить ответы на вопросы Коммуникативные УУД Работать в паре | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Проверка знаний. Тест. (взаимопроверка) – презентация. Домашнее задание по выбору. 1)создать коллаж, используя картинки о добре и зле; 2) написать истории, сказки, стихи, притчи о добре и зле; 3) нарисовать добро и зло; 4) найти и выучить пословицы о добре и зле; 5) написать сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»; 6)найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. Итог урока. -Давайте в конце урока составим цветок добра. Чтобы человека считали добрым, какие качества должны у него быть? «Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро – творить трудней». | Отвечают на вопросы теста. Меняются работами в парах и проверяют по слайду Записывают д/з по выбору Называют качества: не жадничать, любить родителей, помогать маме, любить природу, выручать товарища в беде, уважать старших и т.д. | Регулятивные УУД определять степень успешности работы по критериям Познавательные УУД извлекать информацию Личностные УУД Осознавать и называть качества и черты характера |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"
Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...