Организация внеурочной, внешкольной и внеклассной работы по курсу ОРКСЭ
статья по орксэ на тему

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает и большую внеурочную работу, которая служит для более детального раскрытия изучаемых тем. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Всё это способствует   развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя мира и согласия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  внеурочной, внешкольной и внеклассной работы по курсу ОРКСЭ

И. Ю. Боева

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 ст. Абадзехская

 Майкопский р-н

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает и большую внеурочную работу, которая служит для более детального раскрытия изучаемых тем. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Всё это способствует   развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя мира и согласия.

Являясь органичной частью обучения, внеурочная деятельность основывается на тех же концептуальных позициях, что и урочная. Но она имеет и ряд отличий:

- нет жесткой регламентации времени,  т.к. внеурочные занятия могут быть как кратковременными (меньше урока по времени), так и   более длительными;

- участие в ней детей носит добровольный характер.

При организации внеурочной деятельности следует учитывать, что у детей есть определенный социальный опыт и  собственные представления в сфере духовно-нравственных ценностей.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина.

 Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них.

Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразными; это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов. 

Но  можно выделить наиболее оптимальные — это  экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультфильмов, тематические мероприятия.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся по теме. Например, экскурсии можно проводить при изучении таких тем:

«Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре».

Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Изучение соответствующего материала на уроке должно предшествовать экскурсии. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Организуя экскурсию, учитель должен выбрать человека, который мог бы наиболее интересно и увлекательно рассказать детям об этом культовом месте и религиозной общине.

Заочное путешествие. При изучении тем «Возникновение религий», «Религии мира и их основатели», «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды», «Паломничества и святыни», «Праздники и календари» целесообразно применить такую форму внеурочной работы как заочное путешествие.

При их проведении важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Большую помощь в этом могут оказать сайты музеев, сайты конфессий, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения. 

Интервью. Эта форма внеурочной деятельности может быть использована в качестве пролонгированного домашнего задания  по темам: «Россия – наша родина»,   «Добро и зло», « Человек в религиозных традициях мира», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», « Долг, свобода, ответственность, труд» (например, взять интервью у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Эту форму работы можно использовать при изучении следующих тем: «Добро и зло»,  «Обычаи и обряды», «Праздники и календари»,  «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Творческие презентации по разделам курса ОРКСЭ. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point.

В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что в процессе внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. В результате подготовки к различным мероприятиям и участия в них школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного действия приобретаются те качества, которые необходимы в реальной жизни, формируются коммуникативная, социальная, гражданская, этическая компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры

Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ

Внеклассное мероприятие "Добро и зло"  знакомит учащихся с понятиями "добро" и "зло", способствует развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о с...

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ

Тема. История моего края. Как христианство пришло на Русь. Увчашиеся  провели исследование и  связали с темой урока....

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности»

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности» составлено и  проведено в занимательной форме с элементами исследовательской и проектной деятельности. Содержание подобр...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ Добро по кругу

Главная цель проведения этого внеклассного мероприятия - это создание условий для формирования у учащихся понимания важности  совершения добрых поступков, развития стремления совершать добрые дел...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ "Мы разные, но мы вместе"

Сегодня поделюсь опытом своей работы « Организация внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ» . Главной особенностью этого курса является то, что детям предоставляется возможность позн...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Формирование нравственной, духовно, социально-орентированной личности путем приобщения к семейным традициям....