Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Миронова Елена Викторовна

Внеклассное мероприятие "Добро и зло"  знакомит учащихся с понятиями "добро" и "зло", способствует развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести и нравственных нормах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_vneklassnoe_mer.docx90.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнеспасский филиал

МБОУ  Верхнеспасской  сошrom

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ:

«ДОБРО И ЗЛО».

Составила: учитель начальных классов

Миронова Е.В.

2016 год

ЦЕЛЬ: ознакомление  учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Планируемые результаты (личностные)

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о совести  и нравственных нормах;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-развитие навыков сотрудничества;

- Планируемые результаты (метапредметные)

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, осуществлять информационный поиск;

-овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-совершенствование умений  работать в группе, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты (предметные)

 -понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей, о совести, как нравственной категории;

-готовность к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию.

ОБОРУДОВАНИЕ: песня «Улыбка», анкеты, текст  притчи, презентация.

Ход мероприятия:

  1. Мотивационный момент

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

 2. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».

- Прослушайте стихотворение Ю. Друниной

                Стираются лица и даты,

                Но всё ж до последнего  дня

                Мне помнить о тех, что когда-то

                Хоть чем-то согрели меня.

                Согрели своей плащ-палаткой,

                Иль тихим шутливым словцом,

                Иль чаем на столике шатком,

                Иль попросту добрым лицом.

                Как праздник, как счастье, как чудо

                 Идёт Доброта по земле.

                  И я про неё не забуду,

                  Как я забываю о зле…

  • О чём это стихотворение?
  • Какова его основная мысль?
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?

3. Работа в группах.

  •  Подумать и дать определение понятий «добро» и «зло», придумать ситуацию на эту тему.
  • Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?

«Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.

 Этика –  учение о морали. Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики.

4. Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева «Добро должно быть с кулаками…».

  • Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Послушайте стихотворение С. Куняева «Добро должно быть с кулаками».

               Добро должно быть с кулаками, 

               Добро суровым быть должно,

               Чтобы летела шерсть клоками

               Со всех, кто лезет на добро.

               Добро – не жалость и не слабость,

               Добром дробят замки оков.

               Добро не слякость и не святость,

               Не отпущение грехов.

               И смысл истории – в конечном,

               В добротном действии одном:

               Спокойно вышибать коленом

               Не уступающих добром!

-  Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками».

  • Почему это необходимо?
  1. (  Вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.)

5. Обсуждение притчи «Как иногда за добро платят злом».

  • Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят»

(За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).

  • В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Нравятся они вам?
  • Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».

Притча.

         Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.

         Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:

  • Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!

Человек отвечает ей:

  • Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь! smea

Змея опять:        

  • Поверь мне, я не съем тебя!

А человек своё:

  • Я тебе не верю.

Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.

Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

  • Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
  • Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
  • Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
  • Вот так дела! – сказал человек сердито.

А змея опять:

  • Ты думаешь, я не права?
  • Конечно, не права!
  • Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.

Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:

-   Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

  • Да, - ответила пума.
  • А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
  • Да, - ответила лошадь.
  • Братец олень, платят ли за добро злом?
  • Да, - ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:

  • Братец волк, платят ли за добро злом?

И волк отвечает:

-    Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.

Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:

  • А теперь, змея, оставайся там!

Человек поблагодарил волка и говорит:

  • Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
  • Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.

         Человек вернулся домой. Рассказал  жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.

         И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.

         Волк уже ждал его.

  • Братец волк, я принёс тебе цыплят!
  • Спасибо! – ответил волк.

Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:

  • Змея была права: за добро надо платить злом.

  • Правильно поступили змея и человек?
  • Как должны поступать люди в таких ситуациях?

6. Опросный лист «Добро и зло».

  • Как вы думаете, что победит: добро или зло?

Анкета: «Согласен – не согласен».

У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет.

  1. В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
  2. Добро обязательно победит зло.
  3. Доброе дело на век.
  4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
  5. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  6. « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».
  7. Доброта, добрый.
  • Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
  • Что значит добрый человек?
  • Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

     Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

     Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

     И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

7.Анкетирование

                Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

  • Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»
  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

      А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

      Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

           От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

            Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

  1. Заключение.

    Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.                                                                                                                          Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.

         

            ПОМНИ:    Попробуй не наступить, а уступить.

                                  Не захватить, а отдать.

                                  Не кулак показать, а протянуть ладонь.

                                  Не спрятать, а поделиться.

\                                 Не кричать, а выслушать.

                                  Не разорвать, а склеить.

       

            ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

           И ЕЩЁ ПОМНИ:

           Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

           Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под лицом  ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

- Дети, встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг. Пусть будет шире дружбы круг. (дети  исполняют песню о дружбе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ основы православной культуры

Внеклассное мероприятие:"Мы – русичи, мы – россияне!"“Нам Родину завещано любитьИ сердцем отовсюду к ней тянуться,Не перервать связующую нить,И нам порой так нужно оглянуться”.Цель: способствование фо...

Организация внеурочной, внешкольной и внеклассной работы по курсу ОРКСЭ

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает и большую внеурочную работу, которая служит для более детального раскрытия изучаемых тем. Внеурочные занятия необходимо прово...

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ

Тема. История моего края. Как христианство пришло на Русь. Увчашиеся  провели исследование и  связали с темой урока....

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности»

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности» составлено и  проведено в занимательной форме с элементами исследовательской и проектной деятельности. Содержание подобр...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ Добро по кругу

Главная цель проведения этого внеклассного мероприятия - это создание условий для формирования у учащихся понимания важности  совершения добрых поступков, развития стремления совершать добрые дел...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ "Мы разные, но мы вместе"

Сегодня поделюсь опытом своей работы « Организация внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ» . Главной особенностью этого курса является то, что детям предоставляется возможность позн...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Формирование нравственной, духовно, социально-орентированной личности путем приобщения к семейным традициям....