Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности» составлено и  проведено в занимательной форме с элементами исследовательской и проектной деятельности. Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, способствует развитию коммуникативных способностей детей.

Через разнообразные формы работы на уроке учитель обеспечивает условия мотивации деятельности учащихся, опирается на их личный опыт, способствует развитию психофизических процессов. Цели и задачи этих видов деятельности определяются как личностными, так и социальными мотивами: такая деятельность направлена не только на повышение компетентности обучающихся в предметной области, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, с учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichkeskaya_karta_semya_i_semeynye_tsennosti.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности» составлено и  проведено в занимательной форме с элементами исследовательской и проектной деятельности. Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, способствует развитию коммуникативных способностей детей.

Через разнообразные формы работы на уроке учитель обеспечивает условия мотивации деятельности учащихся, опирается на их личный опыт, способствует развитию психофизических процессов. Цели и задачи этих видов деятельности определяются как личностными, так и социальными мотивами: такая деятельность направлена не только на повышение компетентности обучающихся в предметной области, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, с учителем. Учитель существенно расширяет языковой материал, использует разнообразные ситуации, которые способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи В ходе подготовки к занятию отдельные дети получили индивидуальные занятия: исследовательский проект «Моя семья», выучить стихотворения. Через групповую форму работы на уроке создаются условия для взаимодействия детей и формирования коммуникативной культуры. Все  вместе приняли участие в групповом проекте «Наше классное дерево». Итогом занятия стала наше классное дерево, а самое главное дети приобрели новые знания и умения работать самостоятельно и в группе. Роль коллективных форм организации деятельности безусловно   велика для формирования коммуникативных УУД. Коллективные формы деятельности (групповая работа) требуют умения договариваться друг с другом; распределять полномочия и виды деятельности; создавать и презентовать коллективный продукт деятельности. 


 Технологическая карта внеклассного занятия в 4 классе по теме «Семья и семейные ценности».

Тема

«Семья и семейные ценности»

Цели

1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Формирование нравственной культуры детей. 
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания . 
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, взрослым. Воспитание положительного отношения к традициям семьи.

Термины и понятия

Семья, наследие,  династии, генеалогическое дерево .

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

-формировать нравственное воспитание

 - воспитывать положительное отношение.

Личностные:формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

-совершенствовать стиль партнёрских отношений.

-развивать коммуникативные навыки детей.

-обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

- развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и  смысле поступков, регуляторов поведения: чувств вины и совести;

Регулятивные:

- формирование умения преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

- формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

- формирование готовности к преодолению трудностей;

- формирование умения планирования и организации своей деятельности;

Познавательные:

- развитие любознательности и познавательной инициативы;

- развитие умения выделять главное;

- развитие умения осознано строить речевое высказывание;

-постановка и решение проблемы;

- работа с информацией;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение  осуществлять  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- аргументировать свои высказывания;

- четко выражать свои мысли;

- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир. Литературное чтение. Математика (умение работать по алгоритму).

ИЗО

Фронтальная, коллективная, работа в парах.

Авторская разработка мероприятия.

Раздаточный и наглядный материал.

Этапы урока,

цели

Содержание учебного материала

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

1

Организация класса.

Психологическая готовность к  занятию. Организация внимания всех учащихся.

Организационная часть. 

Чтение стихотворения ученицей:
Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед

Здесь бабушка, мама, сестренка и брат.

Семейство большое-

Я этому рад!

Традиции семьи мы свято охраняем,

Традиции семьи от бед оберегаем.

В них мудрость наших предков и времени печать

Прекрасное НАСЛЕДИЕ мы будем завещать

Организация внимания с использованием стихотворения- приветствия.

Проверить готовность к занятию. Внутренне мобилизуются и организуются на работу.

Рассказывают стихотворение наизусть

Уметь формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Создание позитивного настроения

2

Мотивация

Как выдумаете, о чем сегодня мы будем говорить? 
(о родном доме, о семья, о своих близких).

 У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...

Мотивирует учащихся с помощью стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь проговаривать последовательность действий на занятии

3

Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока.

- Как Вы думаете, о чем будем сегодня с Вами говорить на занятие?

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Семья и семейные ценности».

-А как вы понимаете значение слова «семья», «ценность», «наследие»? 

Наследие – это явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.

А что вы унаследовали от своих родителей, бабушек, дедушек? Чем вы похожи на своих родителей? А  похожи ли ваши увлечения?

Создать условия для актуализации  опорных знаний и умений учащихся и направить учащихся на поиск решения.

Ответы на вопросы, высказывание мнений.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4.

Изучение нового материала.

Вот сейчас Роман  расскажет  Вам результат исследования своей семьи.(Приложение 1.)

В своем выступлении Роман упомянул слово «династия».

Как вы понимаете слово династией? (ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции)

 Мы не должны забывать своих предков, про родительский дом, про свою семью. Чтобы поближе узнать о ваших семьях, традициях, мы поиграем в игру “Встаньте все те, кто…” 

Создание условий для формирования коммуникативной компетенции.

Выступает ученика с проектной работой

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

5.

Физминутка.

Снятие мышечного и психологического напряжения, смена вида деятельности.

Сингапурская система   TakeOff – TouchDown (тэйк оф тачдаун)

Я сейчас дам инструкцию, подумайте и сделайте.

Игра: 
• У кого есть старший брат. 
• У кого есть младшая сестра. 
• У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне . 
• У кого бабушка и дедушка живут в городе. 
• У кого традиция отмечать религиозные праздники 
• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами. 
• У кого есть  в семье участники Великой Отечественной войны 
• У кого есть двоюродная сестра 
• У кого  в семье ведутся записи всех поколений родственников, близких.

Проводит физкультминутку  

Встают когда вы

6.

Первичное закрепление

На доске рисунок генеалогического дерева

А что это такое? (родословная семьи, древо семьи) Как называется наука, занимающаяся родословными? (генеалогия).

Генеалогический – значит родословный.

Перед Вами генеалогическое дерево. Схематичное представление родственных связей. В основе дерева стоите вы. У вас есть родители – это мама и папы. У них тоже есть родители это Ваши бабушка и дедушка.   Именно в такой последовательности составляется генеалогическое древо семьи.

А важно  в семье составлять такое дерево? ( это ценно)

Познакомить с новым понятием

Ответы на вопросы

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

7.

Работа в группах.

 - Каждая группа получает пословицы. Вам нужно объяснить смысл пословиц и нарисовать к одной из пословиц рисунок.

1 группа.

Гаилә - гомерчишмәсе.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

2 группа.

Кош — канаты белән, гаилә татулыгы белән көчле.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

3 группа.

Гаилә — бәхет ачкычы.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

4 группа.

Семьей дорожить — счастливым быть.

A happy family is but ane arlier heaven-Счастливая семейная жизнь - это досрочный рай.

Организует работу в группах

Работают в группах, высказывают свои мысли.

Развитие коммуникативных УУД :распределяют полномочия и виды деятельности; создают  и презентуют  коллективный продукт деятельности. 

8.

Рефлексия.

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, чтобы вы переживали и болели за свой класс, как за одну большую семью. 

-Украсить наше классное дерево мы можем листочками.

Вырежьте свой лист, напишите имя. Сначала пусть приклеят девочки, а затем мальчики добавят  мужскую силу.

Чтение стихотворения учеником:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Организует рефлексию.

Анализируют свою деятельность, делают выводы

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1.

Выступление Корсинского Романа «Моя семья».

Нет, я не Пушкин, но пишу порой стихи.

В своем выступлении, поневоле,

Я расскажу вам все о футболе.

Вы спросите,  почему о футболе? Да потому, что я с 6 лет занимаюсь этим видом спорта в детско–юношеской спортивной школе «Мирас» города Казани. Свою работу назвал «Я и футбол».

Моя мама мечтала, что я стану великим футболистом, поэтому в 6 лет привела меня на футбол. Я очень люблю тренировки, которые проходят четыре раза в неделю, и я рад, что так часто имею возможность видеться со своими друзьями из команды.

Мне нравится наш тренер Говорков Алексей Николаевич, который хочет, чтобы мы были не только быстрыми и ловкими, но и умели бы  выстраивать  стратегию во время игры.  

Сейчас я капитан команды и играю полузащитником.

Девиз нашей команды мы произносим перед каждым матчем:

«Когда мы едины, мы непобедимы!»

С шести лет я знал всех игроков нашей казанской  команды «Рубин» в лицо и по фамилии. Я и сейчас отслеживаю все победы и поражения своей любимой команды и даже сочинил про это стих:

За Рубин я с детства болею

И об этом ни капли не жалею.

О больших победах мечтаю,

А каждое поражение тяжело переживаю.

Недавно я задал в классе вопрос: «Кто болеет за Рубин?»

Как же я был удивлен, когда узнал, что все, в том числе и девочки, а некоторые из них даже знают фамилии игроков.

Я часто посещаю на Центральном стадионе  различные матчи.  Когда я смотрю на поле, то мне кажется, что я мысленно повторяю все движения футболистов. Мне нравится кричать, поддерживая игроков, и нравится, когда болельщики дружно  скандируют и делают волну. Разбираться во многих тактиках игры мне помогают и компьютерные игры по футболу, во время которых люблю комментировать моменты, как это делает самый известный спортивный комментатор Первого канала Виктор Гусев.

Наверное, ни один человек не остается равнодушным при виде игры высококлассных команд. Одно удовольствие наблюдать, как футболисты ловко обводят друг друга, делают всевозможные финты или высоко взвиваются, ударяя по мячу ногой или головой. Разве можно остаться равнодушным, когда видишь, как умело ведут игру одиннадцать человек?

У меня тоже есть свой «фирменный финт», которым  я пользуюсь во время игр и очень умело обвожу мяч, не отдавая его сопернику.

Очень важно для меня и то, что этот спорт командный. Мне нравится во время игры  согласовывать действия с товарищами по команде, приходить на помощь, а взаимовыручка сближает нас, развивает желание отдать все силы  победе.

Каждая футбольная игра для меня —  это загадка. Никогда невозможно угадать: выиграем мы или проиграем. Всегда удивляюсь, когда выигрываем сильную команду или проигрываем слабой.  Но, наверное, в этом вся суть игры. В футболе, как и в любом соревновании, побеждают более искусные.

Мой дедушка-легенда Казанского футбола

Во дворе гоняем мяч, 

Удруг друга не отнять.

Замечательный футбол, 

Забиваю деду  гол! 

Оттого люблю игру, 

Что я с дедом все могу!

Как же любит произносить моя бабушка фразу: «Гены свое берут». А дело все в том, что мой дед - Аскаров МасгутФатыхович, член сборной Татарстана по футболу с 1971 по 1986 годы, обладатель кубка СССР среди автономных республик, двухкратный финалист кубка Поволжья, многократный чемпион и обладатель кубка Татарии и города Казани, чемпион России среди ветеранов, лучший вратарь России (1991 год).

Ежегодно в Казани в системе Татэнерго проводится  турнир по мини- футболу среди энергетиков Татарстана на кубок Аскарова-родоначальника спартакиады среди энергетиков. Я очень горжусь, когда в конце турнира командам-победителям вручают кубки, на которых выгравирована  фамилия Аскаров.  

Его часто называют легендой Казанского футбола.

Я очень благодарен ему за то, что он привил мне любовь к игре. Дед часто говорит, что успех в любой игре зависит от положительных качеств характера. Если же не быть смелыми, настойчивыми, терпеливыми, не обладать волей, необходимой для ведения упорной борьбы, то ни о малейших победах не может быть и речи. Не проявил эти качества—значит уступил сопернику.

Когда и где впервые появился футбол?

На Руси тоже издавна существовали игры с мячом. Одна из таких игр называлась “шалыгой”: игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника. Играли кожаным мячом, набитым перьями.

Мои мечты.

Я жду - не дождусь 2018 года, когда на новом стадионе Казань-Арена, куда вмещаются 45 тысяч человек, будет проходить чемпионат Мира по футболу. Я уверен, что я непременно туда попаду, чтобы увидеть знаменитые матчи с известными игроками.

Как бы я хотел оказаться среди знаменитых игроков!

Но пока я мечтаю получить хотя бы  их автографы или хоть разочек вывести за руку на поле одного из известных игроков.

Мои кумиры

Когда я стану взрослым и у меня появятся дети, то я обязательно приведу их в футбол, и тогда это будет уже династия футболистов.

Всем ребятам, которые не занимаются спортом, я хочу сказать стихами:

Здоровым быть модно, здоровым быть клево!

Я всем желаю: «Будьте здоровы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню знаний "Семья и семейные ценности"

Внеклассное мероприятие, посвященное дню знания на тему "СемьЯ и семейные ценности"  для обучающихся 4 класса. Данный классный час содержит много интересных игр, стихотворений, посвященныых семье...

Внеклассное мероприятие "Семья и семейные ценности"

ЧУ.сш в честь прп. Сергия РадонежскогоПриготовила: учителя начальных классов Матерова Ю.В.«Семья и семейные ценности»Цель:  классного часа заключается в осмыслении необходимости сохранения семейн...

Внеклассное мероприятие. Тема: «Семья и семейные ценности»

Расширение общего кругозора учащихся путем поддержания и развития традиций семейного чтения.              1. Воспитывать интерес к литературному чтению....

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ

Тема. История моего края. Как христианство пришло на Русь. Увчашиеся  провели исследование и  связали с темой урока....

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...

Презентация и технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Семья и семейные ценности"

Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока на тему «Семья и семейные ценности». Автором детально описаны структура и ход урока, определены цель и задачи данного урока &nd...