Конспект урока по ОПК "Совесть и раскаяние" ( учебник Кураева А.В.)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Путем сопоставительного анализа поступков апостолов Петра и Иуды приводим дтей к пониманию того, что такое истинное раскаяние и покаяние. На уроке предусмотрены разные формы работы: коллективная, групповая в мобильных группах по 12 и 6 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 64.35 КБ |
приложение к уроку "Совесть и раскаяние" | 150.5 КБ |
текст задания " Предположение" | 11.56 КБ |
материал к памятке "Лекарство от греха" | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Совесть и раскаяние
Цель: расширить представлений у детей о понятиях совесть и раскаяние в духовной жизни человека; подведение учащихся к осознанию важности обладания нравственными качествами .
Тип урока: урок открытия новых знаний
УУД:
Предметные:
Формирование убеждения, что человек имеет возможность справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмыслить тот факт, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души.
Метапредметные:
Познавательные - осмысление детьми через частично-поисковый метод значения и связи слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре, а также важнейших дел совести и этапов действий раскаяния;
Личностные: формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленном плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Виды деятельности: беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Межпредметные связи: чтение, ОРКСЭ.
Ключевые понятия: душа, грех, совесть, раскаяние, покаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеоролик «Добро и зло. Совесть», «Угрызения совести Иуды», учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями, текстами.
Ход урока
- Мотивация к деятельности.
( Парты стоят таким образом:
Дети сидят друг против друга , по 12 человек слева и справа. Таким образом в процессе урока класс может работать в больших группах (по 12 ч. ) и малых (4х 6 ).
-Дорогие, ребята! Сегодня на уроке вы сидите очень близко друг к другу, так чтобы видеть глаза соседей. Ведь глаза это зеркало души.
II. Актуализация знаний
- Есть ли в нашем мире такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать. ( Душа)
-Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (Любовь, свобода, творчество, разум)
-Как иначе можно назвать эти дары Бога?( Внутренний мир человека, образ Бога в человеке)
- Вы каждый день заботитесь о своем теле? (Умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице плохая погода, то тепло одеваемся.)
-А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)
-А как вам кажется, что серьезнее: болезнь тела или болезнь души? (ответы детей).
- И то и другое очень неприятно, но болезнь души, согласитесь, это более серьезно, потому что душа вечна. ...Повредить можно душе, причинить ей страдания, но жить она будет всегда. Мудрые люди говорят: « О душе подумай!».
III. Самоопределение к деятельности (1 минута).
- У русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина есть философская сказка , которая называется « Пропала……». А вот что пропало, угадайте по приметам.
- Она бывает чистая, искренняя, незапятнанная, но безжалостная, она может грызть, не давать человеку покоя. Что это? Это СОВЕСТЬ.
(Совесть крепим табличку).
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Сегодня на уроке мы:
1.Узнаем о подсказках совести.
2.О том, как исправить ошибки, на которые нам укажет совесть - раскаяться. Совершить РАСКАЯНИЕ. (Крепим таблички со словами РАСКА′ЯНИЕ ).
3.Постараемся понять в чем различие между раскаянием и покаянием.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
Тема: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ
- Эти понятия неразрывно связаны с умением человека различать ДОБРО и ЗЛО.
IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) Понятийный анализ и синтез.
-Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежит конверт, в котором находятся карточки-слова и две коробочки: белая коробочка-ДОБРО, ЗЛ0- черная. Задача: отбери карточки, соответственно понятию.
( СЛОВА: обман насилие взаимовыручка помощь любовь убийство ложь мужество честь воровство жестокость предательство милосердие трусость грубость зависть бестактность честность хитрость эгоизм жадность доброта ласка)
ПРОВЕРКА. Одна группа зачитывает слова –ДОБРО, вторая –ЗЛО.
ДОБРО взаимовыручка помощь любовь мужество честь милосердие честность доброта ласка нежность справедливость | ЗЛО обман насилие убийство ложь воровство жестокость предательство трусость грубость зависть бестактность эгоизм. жадность |
- Что же такое зло?
- У слова «зло» в православии есть синоним - ГРЕХ.
ГРЕХ в православии это не только плохое дело, но и чувство и даже плохие мысли. Это то, что в первую очередь происходит в самом человеке, а затем уже проявляется во внешнем его поведении. Это рана, которую человек наносит собственной душе.
В других религиях грех называют ПОРОК или слабость, неспособность устоять пред искушением шайтана (в исламе).
- Вы отобрали в коробку «ЗЛО» немало понятий, и если человек совершает это, то он совершает – ГРЕХ.
- За совершенное зло человек отвечает по-разному. Выберете те понятия зла, за которые человек отвечает перед законом в лице государства.
( Дети выбирают: насилие, воровство, жестокость, убийство, предательство ( Родины)
- Как он отвечает за эти дела, за свои ГРЕХИ ? ( Дети высказываются)
- Вы верно назвали , потому что закон в лице государства не всякий грех считает преступлением и судит за него. А православие всякое преступление считает грехом.
- В коробочке осталось еще немало понятий, например, зависть не дает покоя человеку, кто его будет судить, ведь это тоже грех ? ( Люди, полицейский …)
- А он сам себя будет судить?
Вывод: Человеку на его грех указывает его собственная совесть. У любого недоброго поступка человека есть свидетель - его душа .
2) Работа с понятием совесть.
Что такое совесть, как вы понимаете ?
- Прочитайте об этом в учебнике на с. 37 в рубрике « Это интересно»
б) «РАБОТА СОВЕСТИ» . Работа по учебнику.
-Прочитаем о работе совести на с.37. (Чтение вслух )
-Какие же важнейшие дела выполняет совесть по поручению Творца?
- Перед выбором подсказывает, как должен поступить человек.
- После ошибки срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»
Послушайте одну притчу:
Притча о камнях
Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговец вместо товара положил в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стоял дряхлый старик.
— Здравствуй, — сказал он, — это я много лет назад обманул тебя тогда, и пришёл сейчас попросить прощения.
Человек ответил:
— Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.
- Что заставило торговца спустя столько лет прийти к человеку? ( Муки совести )
- Как вы понимаете выражение : Жить в ладу со своей совестью.
3) Работа с понятием «РАСКАЯНИЕ ».
- Это трудно?
Да. В сказке Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть» никто не хотел брать совесть, потому что она напоминала каждому о его грехах, не давала памяти его забыть, человеку становилось стыдно, он мучился угрызениями совести.
Православие дает такому человеку «лекарство». Это РАСКАЯНИЕ.
( На доске рисунок – пузырек с лекарством )
а) Работа с учебником. (1 абзац )
-Прочитайте в учебнике на с.38, что такое раскаяние только 1 абзац. (Чтение учеником вслух.)
- Теперь приведем наши мысли в порядок :
Раскаяние – осознание неправильности, ошибочности, греховности, но и горькое сожаление о поступке (помышлении, высказывании), когда человек тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится, ему очень СТЫДНО. В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в поступке. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения.
б) Три шага в раскаянии. ( Кластер продолжаем выстраивать )
- Давайте попробуем своими словами сказать какие шаги надо сделать . Назвать грех- как бы поставить диагноз.
Первый шаг – согласие с протестующим криком твоей совести
( Вывешиваю 1 «капля», а своими словами - сожаление о том, что сделано, ненавижу свой поступок)
Второй шаг (2 «капля» – это переворот твоих стремлений, готовность исправить свой поступок и понести наказание.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии – покаяние.
- Это не только сожаление о совершении греха, но нечто большее – изменение жизни, покаяние перед ликом Господним, чтобы прибегнуть к Его милосердию, покаяться, был прощеным, получить Господне благословение.
Третья «капля»- молитва.
-Да, в православии есть покаянные молитвы к Богу, где самая простая
« Господи, прости!» Покаявшись, человек принимаем твердое решение больше так не поступать!
-Какое место для покаянной молитвы есть у православных людей? (Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
в) Закрепление и осознание новых понятий на основе библейских сюжетов в искусстве.
- Чтобы увидеть разницу между раскаянием и истинным покаянием, я вам предлагаю сейчас перенестись в Древнюю Иудею, узнать о людях, которые окружали Иисуса Христа в его земной жизни: это апостолы Петр и Иуда.
Внимательно слушайте. ( Видеоролики о Петре и ИУДЕ).
- Мы разделимся на 4 группы.
- Каждая группа получает свое задание. Используя информацию, полученную из видеороликов , текст учебника на с. 36-37 о Петре, текст на столе об Иуде, заполните таблицы.
Группа 1
Сравните поступки Петра и Иуды. Чем похожи? Почему?
Поступок | Причина | |
Петр | ||
Иуда |
( Ответ : Петр отрекся от Христа трижды, а Иуда совершил предательство. Петр испугался за свою жизнь, а Иуда из любви к деньгам, жадности.)
Группа 2
Рассмотрите изображение Петра в произведениях искусства и заполните таблицу.
Петр | |
Образ | |
Символ | |
Одежда | |
Расположение по отношению к Иисусу |
Слова для справок:
1) образ светлый, чистый, темный; святой человек;
2) символ добра, зла, предательства;
3) одежда светлых тонов, темных тонов, светлая фигура, темная фигура;
4) на картине расположен рядом с Христом, поодаль, вдали от Христа,
в тени.
Группа 3
Рассмотрите изображение Иуды в произведениях искусства и заполните таблицу.
Иуда | |
Образ | |
Символ | |
Одежда | |
Расположение по отношению к Иисусу |
Слова для справок:
1) образ светлый, чистый, темный; святой человек;
2) символ добра, зла, предательства;
3) одежда светлых тонов, темных тонов, светлая фигура, темная фигура;
4) на картине расположен рядом с Христом, поодаль, вдали от Христа,
в тени.
Группа 4
Чем последствия поступков Петра и Иуды похожи, а чем отличаются?
Поступок | Последствия | |
Петр | ||
Иуда |
Возможный ответ -
Плакал горько и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. |
Мучительное раскаяние с отчаянием, а не с надеждой на милость и прощение Божие. Не мог своими человеческими силами исправить содеянное , не нашел сил покаяться, бороться с душевной мукой, муками совести, погубил свою душу. |
V. Обобщение и систематизация знаний.
- Петр раскаялся , слезами омыл свою душу, покаялся искренне, искупил свой грех дальнейшими делами и поступками. Он и далее проповедовал учения Христа ( даже тень его обладала чудесной целебной силой).Петр был преследуем римлянами , казнен- распят на кресте. Но не как Иисус, Петр перед казнью попросил распять его головой вниз, так как считал свою смерть недостойной смерти Христа. Петр остался в памяти людей святым.
-Думаю, вы поняли , как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть. Является ли он навеки обреченным на муки совести ? К счастью, нет!
- Какой есть путь?
- Путь этот состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Спешить исправить ошибку делами.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.
- Предлагаю тренинг « Найди дело, противоположное совершенному греху»
Украл – верни
Солгал – скажи правду
Пожадничал – подари
Сказал злое слово – скажи доброе слово
Ударил - пожалей
Нагрубил – прояви ласку
Обидел – извинись
VI. Рефлексия.
- Совесть очень часто понуждает человека делать то, что ему как раз невыгодно и неприятно. И порой так и хочется забыть о совести и сделать так, как сейчас удобно, хорошо, особенно тогда, когда этого никто не видит. Мы часто так и поступаем. Но человек такое существо, которое может мыслить и предугадывать. Предлагаю вам игру, которая называется «ПОСЛЕДСТВИЕ», то есть то, что может повлечь за собой этот поступок в будущем.
Работаем в малых группах.
Один ученик «выбирает поступок», а группы составляют его последствия.
ПРЕДПОЛОЖИМ то, что часто случается в вашей жизни. Например,
« Я списал домашнее задание у друга».
- Подумайте и напишите, какое последствие может иметь этот поступок.
1 группа « Я твое первое последствие и говорю тебе, что завтра_________________________________________________________»
2 группа « Я твое второе последствие и говорю тебе, что через неделю ________________________________________________________»
3 группа « Я твое третье последствие и говорю тебе, что через месяц _________________________________________________________»
4 группа « Я твое четвертое последствие и говорю тебе, что во взрослой жизни_________________________________________________________»
ИТОГ:
- Хочется тебе так поступать ? На каком последствии тебе уже не хотелось поступать так? Предлагаю разорвать листочек с фразой, если , выслушав последствие, ты не хочешь так поступать.
( А что вы, ребята, посоветуете тому, кто согласен с этим поступком?)
- Мне очень приятно, что вы хотите жить с чистой совестью. Ведь совесть это голос Божий в человеке.
Сказка Салтыкова-Щедрина заканчивается тем, что «… взмолилась Совесть, - отыщи ты мне маленькое дитя, раствори передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть …будет распоряжаться всем сама.»
- Дорогие ребята, желаю вам , чтобы вы жили в ладу со своей совестью, и пусть она растет вместе с вами.
VII. Домашнее задание.
-Запишем домашнее задание
1)с.36-37 составь на основе текста для себя памятку « Шаги раскаяния»
2)Творческое задание.
Найди запиши несколько пословиц о совести .
VШ. Итог. Самооценка .
- А теперь пришло время оценить свою работу.
Если у тебя все получалось – человечек с поднятыми вверх руками.
Если у тебя не все получалось, были проблемы- человечек с вопросительным знаком.
Если у тебя ничего не получалось – человечек с закрытыми руками.
Дети сигнализируют.
Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Нельзя, ребята, нам идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже совсем не человек!
Спасибо за работу. Урок окончен.
Урок опубликован
ВСЕРОССИЙСКИЙ
САЙТ "ДЛЯ ПЕДАГОГА"
Предварительный просмотр:
1 группа « Я твое первое последствие и говорю тебе, что завтра _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» |
2 группа « Я твое второе последствие и говорю тебе, что через неделю _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» |
3 группа « Я твое третье последствие и говорю тебе, что через месяц ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» |
4 группа « Я твое четвертое последствие и говорю тебе, что во взрослой жизни_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"
Конспект урока в 4 классе по учебнику «Английский язык с удовольствием»Цель: активизировать лексику по теме «Мебель»Задачи:Образовательные:- совершенствование произносительных навыков- развитие письме...
Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"
Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...
Конспект урока в 4 классе по учебнику "Английский язык с удовольствием"
Данный конспект к третьему разделу учебника. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....
Конспект урока на тему: Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. 1класс...